О краже картин Саврасова. Владимир Арт 10 марта 2016
Нашлись две картины Алексея Саврасова, похищенные в 2014 году. Поздравляем с успехом правоохранительные органы. И параллельно думаем, какие уроки можно извлечь из этой истории
Две картины Алексея Саврасова, похищенные в 2014 году и ранее находившиеся в собрании покойной доктора искусствоведения Натальи Померанцевой, нашлись. Оперативники достали холсты на подрамниках из полиэтиленового пакета, в котором их держал выходец из Азербайджана, искавший покупателя. Репортаж и видео с задержанным опубликованы на сайте ГУВД Москвы. Больше всего деталей этой истории написано в МК, и приведенная там информация не противоречит тому, что мы сами знаем достоверно.
Сейчас следствие разбирается, настоящие они или нет, определяет стоимость похищенного. Судя по кадрам на видео, речь идет о небольших работах, 40 ? 30 или чуть больше, 1880-х годов. Сюжет понятен по названиям — «Ранняя весна» и «Повеяло весной». Если они настоящие (а скорее всего, так и есть), то можно предположить рыночную стоимость.
Формальный аукционный рекорд Саврасова — $1 430 000. Но на рекорды ориентироваться нельзя, нужно смотреть недавние продажи вещей сопоставимого класса. В 2014 году пейзаж Саврасова сопоставимого класса «Приход весны» 1880-х годов был продан на Christie’s за $164 000. С учетом того, что Саврасов невыездной, т. е. продавать его можно только в России, да с учетом текущей ситуации на внутреннем рынке, сегодня такой бы мог стоить до $120 000, то есть около 8,5 млн рублей. Это в пять раз больше, чем рассчитывал получить незадачливый продавец (вряд ли он же и украл ее), если верить публикациям.
Работникам МВД — искренние поздравления, молодцы, что нашли. А вдруг нашли бы еще быстрее, если бы существовал ресурс, на котором публиковались фото краденых произведений? У МВД есть такая база для служебного пользования. Но у участников рынка — аукционов, галерей, дилеров — доступа к этой информации нет. Ни платного, ни бесплатного, никакого. Есть stolenart.ru, но там лишь считаные предметы. Не очень понятно, чего опасаются органы. Что преступники увидят засвеченные вещи и будут уничтожать краденое? Мы сомневаемся, что преступники начнут сжигать картины (хотя такие случаи известны). Но очевидно, что доступ к базе украденных работ мог бы стать мощнейшим средством профилактики подобных преступлений. И мы, к слову, готовы по мере сил содействовать появлению такой базы — поддержать и технологиями, и компетенциями.
Впрочем, даже без этого жизнь показывает, что воровать произведения искусства с целью сбыта — это все равно, что брать взятки заведомо мечеными купюрами. На первом этапе может сойти с рук, но рано или поздно кто-то попадется — и ниточка потянется. То есть воровать картины для перепродажи практически бессмысленно — хлопотно и слишком опасно.
Источники: kommersant.ru, petrovka38.ru, newsru.com, mk.ru, artinvestment.ru
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Категория статей
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии