Рынок современного искусства за год. Факты и цифры. Владимир Арт   25 октября 2013

Интернет-ресурс artprice.com опубликовал свой традиционный годовой отчет о положении рынка современного искусства за последний год. Рассматривался период с июля 2012 года по июнь 2013-го. Приводим краткие выдержки из этого обзора

Интернет-ресурс artprice.com опубликовал свой традиционный годовой отчет о положении рынка современного искусства за последний год. Рассматривался период с июля 2012 года по июнь 2013-го. В расчет брались аукционные результаты художников, рожденных после 1945 года. Приводим краткие выдержки из этого обзора.

Сегмент современного искусства за рассматриваемый период подрос на 15 % (на 140 миллионов евро) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (июль 2011 — июнь 2012) и сейчас отвечает за 13 % от глобальной аукционной прибыли. Оборот сегмента впервые составил свыше 1 миллиарда евро (около 1,05 миллиарда евро). И обусловлено это не столько увеличением количества проданных лотов (за последний год было продано примерно столько же, сколько за предыдущий, — около 45 000 лотов), сколько ростом цен на произведения ключевых художников — Баскии, Кунса, Дойга и других лидеров сегмента. Их работы в отдельных случаях сыграли даже лучше, чем произведения их старших коллег — модернистов. Скажем, лучший результат Баскии в минувшем году был выше, чем у Клода Моне или Пикассо, а рекорд «Тюльпанов» Джеффа Кунса оказался солидней самого дорогого Джакометти минувшего года.

Рынок искусства за год по сегментам (июль 2012 — июнь 2013)

Сегмент

Доля рынка, %

Искусство модернизма

47,6

Послевоенное искусство

20,6

Современное искусство

13

Искусство XIX века

9,5

Искусство Старых Мастеров

9,4

Топ-10 современных художников по обороту в США (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Художник

Аукционный оборот, евро

Продано лотов

Лучшая цена молотка, евро

1

Жан-Мишель Баския (1960–1988)

101 687 320

49

33 508 050

2

Джефф Кунс (1955)

38 915 011

48

23 631 000

3

Кристофер Вул (1955)

17 320 975

28

2 713 550

4

Марк Гротьян (1968)

12 831 991

18

4 774 620

5

Ричард Принс (1949)

8 377 700

42

924 120

6

Джон Каррин (1962)

7 494 460

13

1 927 000

7

Такаси Мураками (1962)

5 601 641

69

2 909 310

8

Аниш Капур (1954)

4 908 905

16

1 022 190

9

Рудольф Штингель (1956)

4 423 731

14

864 270

10

Джордж Кондо (1957)

3 920 493

34

866 470

Погоду на мировом рынке современного искусства в минувшем году делал прежде всего Нью-Йорк. Американский рынок современного искусства достиг рекордной суммарной выручки 353,773 миллиона евро — на 56 % больше, чем в предыдущем году. Кроме того, 45 % всех семизначных аукционных результатов рассматриваемого периода были достигнуты в США (еще 25 % аукционных сделок дороже миллиона евро состоялисьв Лондоне; 25 % — в Китае и еще 5 % — во Франции и всех остальных странах). Такой успех объясняется самыми высокими ценовыми индексами у современных американских авторов. Их работы вновь бьют рекорды, в то время как спекулятивный спрос на искусство некоторых молодых китайских художников пошел на спад.

ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ Затуманенные головы (Dustheads). 1982
ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ
Затуманенные головы (Dustheads). 1982
Christie’s. 15.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 19,25–26,9 миллиона евро
Цена: 33,5 миллиона евро
Источник: christies.com
ДЖЕФФ КУНС Тюльпаны. 1995–2004
ДЖЕФФ КУНС
Тюльпаны. 1995–2004
Christie’s. 14.11.2012
Эстимейт по запросу
Цена: 23,63 миллиона евро
Источник: christies.com
КРИСТОФЕР ВУЛ И если. 1992
КРИСТОФЕР ВУЛ И если. 1992
Phillips. 16.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 2,71–3,48 миллиона евро
Цена: 2,71 миллиона евро
Источник: phillips.com
МАРК ГРОТЬЯН Без названия
МАРК ГРОТЬЯН Без названия (Стандартный Лотос № 11, Птица в Раю, Лицо с пастью тигра 44.01)
Christie’s. 13.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 1,15–1,92 миллиона евро
Цена: 4,77 миллиона евро
Источник: christies.com

Если взять тройку лидеров американского рынка — Баскию, Кунса и Вула — их работы за минувший год принесли 228 миллионов евро, т.е. 21,7 % всего мирового рынка современного искусства обеспечило это трио. Один только Жан-Мишель Баския чего стоит! Его оборот составляет почти 30 % от всего оборота современного искусства в США. Место США в общем рейтинге напрямую зависит от успеха его работ на арт-рынке: не было бы работ Баскии, Китай выбился бы в лидеры.

Топ-10 современных художников по обороту в Китае (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Художник

Аукционный оборот, евро

Продано лотов

Лучшая цена молотка, евро

1

Цзэн Фаньчжи (1964)

21 402 925

42

2 589 600

2

Чжоу Чунья (1955)

18 901 910

100

3 164 200

3

Чэнь Ифэй (1946–2005)

16 762 725

38

2 849 000

4

Ян Фэйюнь (1954)

11 415 148

41

1 843 500

5

Ай Сюань (1947)

9 092 908

45

994 200

6

Ван Идун (1955)

8 033 091

30

1 590 720

7

Лю Вэй (1965)

7 915 686

37

1 484 850

8

Ло Чжунли (1948)

7 878 003

53

902 250

9

Чжан Сяоган (1958)

7 654 604

25

1 781 820

10

Ван Минмин (1952)

7 505 548

126

598 080

Китайский рынок современного искусства буквально наступает на пятки американскому: его годовой оборот в Поднебесной достиг 353,57 миллиона долларов — всего на 20 миллионов меньше, чем в США. А ведь китайский арт-рынок существенно сократил обороты за последнее время: на 7,6 % упали продажи изящного искусства в целом, а продажи только современного искусства снизились на 5,9 %.

Современное искусство все лучше продается в Гонконге. На этом рынке уже не один десяток лет работ ют Christie’s и Sotheby’s. Если десять лет назад их гонконгские площадки отвечали только за 2 % и 0,1 % от их суммарной выручки в сегменте современного искусства, то теперь у Christie’s 13 % сделок с современным искусством совершаются в Гонконге, а у Sotheby’s этот показатель еще выше — 16 %. Здесь же обустраиваются западные галереи, а в марте 2013 года арт-ярмарка Art HK впервые прошла под брендом Art Basel.

ЦЗЭН ФАНЬЧЖИ Тигр. 2011
ЦЗЭН ФАНЬЧЖИ Тигр. 2011
Christie’s. 13.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 1,15–1,9 миллиона евро
Цена: 3,69 миллиона евро
Источник: christies.com
ЧЖАН СЯОГАН Тяньаньмэнь № 1
ЧЖАН СЯОГАН Тяньаньмэнь № 1
Sotheby's. 07.10.2012
Оценка аукциона (эстимейт): 1,48–2,47 миллиона евро
Цена: 1,78 миллиона евро
Источник: sothebys.com

Что же до материкового Китая, здесь современное искусство в скором времени будет популяризировать грандиозный музей «М+», который по своим масштабам и размеру коллекции будет сродни Центру Помпиду, МоМА или Тейт Модерн. В экспозиции будет не менее 2 000 работ, созданных после 1950 года. Кроме того, на арт-рынок материкового Китая наконец прорвались Christie’s и Sotheby’s. Sotheby’s заключил соглашение с пекинской правительственной фирмой Gehua Art Company на ближайшие 10 лет. А Christie’s 26 сентября 2013 провел свой первый аукцион в Шанхае, выручивший 25 миллионов долларов.

Топ-15 мировых столиц рынка современного искусства (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Город

Годовой аукционный
оборот,
евро

1

Нью-Йорк

344 475 704

2

Лондон

220 025 081

3

Пекин

203 799 299

4

Гонконг

97 215 616

5

Париж

26 629 695

6

Шанхай

23 866 241

7

Нанкин

13 007 577

8

Тайбэй

9 560 449

9

Ханчжоу

9 020 604

10

Гуанчжоу

8 894 472

11

Стамбул

6 781 180

12

Доха

6 346 160

13

Стокгольм

5 699 703

14

Сингапур

4 457 750

15

Дубай

4 339 065

Главными игроками на рынке современного искусства по-прежнему остаются аукционные дома Christie’s и Sotheby’s. Вместе они отвечают за добрую половину его глобального оборота (573 миллиона евро). При этом Christie’s за минувший год (июль 2012 — июнь 2013) достиг рекордной выручки по этому сегменту: 355 миллионов евро (на 45 % больше, чем в предыдущем году). Доля Christie’s на мировом рынке современного искусства составила 33,7 %. Позиции Sotheby’s слабее: 21%-ная доля рынка и годовой оборот 219 миллионов евро. Надо понимать, что эти результаты были по большей части обеспечены продажами произведений в топ-сегменте. Конкуренция за топ-лоты становится все более жесткой; чтобы заполучить редкие произведения на свои торги, Christie’s и Sotheby’s приходится устанавливать «гарантированную цену» покупки (в случае если лот ее не достигнет, аукционный дом доплатит недостающую сумму); сдатчикам также могут снизить комиссию; была увеличена комиссия покупателя Buyer’s Premium.

Топ-5 аукционных домов по обороту современного искусства за год

№ п/п

Аукционный дом

Годовой оборот, евро

1

Christie’s

353 666 369

2

Sotheby’s

219 505 544

3

Phillips

90 174 890

4

Poly International Auction Co

75 561 291

5

China Guardian Auctions

33 567 826

К топ-сегменту рынка современного искусства в обзоре Artprice были отнесены все лоты, достигшие цены молотка свыше 500 тысяч евро. Таковых за прошедший год было всего 308. Это лишь 0,69 % от общего количества проданных за год лотов, однако эти несколько сотен работ принесли основную долю дохода в сегменте современного искусства.

Какие современные произведения продаются дороже полумиллиона евро? Лет пятнадцать назад ключевыми факторами ценообразования были престиж автора и уникальность работы. Как правило, росли и растут в цене работы уже умерших авторов: их наследие уже не будет расширяться, многие работы расходятся по музеям, а значит, за оставшиеся в частных руках произведения чем дальше, тем больше будут платить. Однако в последние годы наблюдаются и другие тенденции: коллекционеры готовы покупать за десятки миллионов работы ныне здравствующих авторов, к тому же произведения существующие не в единственном экземпляре. Самый очевидный пример — серийные работы Джеффа Кунса: «Розовые пантеры», «Собачки из воздушных шариков», «Тюльпаны», отлитые в количестве 3–5 штук, ставят все новые рекорды в аукционных залах. Эту же тенденцию прекрасно иллюстрирует рост цен на работы всемирно известных фотографов — Синди Шерман, Хироши Сугимото, Ричарда Принса, Джеффа Уолла и Андреаса Гурски. Тиражные снимки этих еще не старых фотографов уходят с молотка за семизначные суммы.

АНДРЕАС ГУРСКИ Чикагская торговая палата III. 1999–2009
АНДРЕАС ГУРСКИ Чикагская торговая
палата III. 1999–2009
Sotheby’s. 26.06.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 706–942 тысячи евро
Цена: 2,178 миллиона евро
Источник: sothebys.com
СИНДИ ШЕРМАН Без названия #85. 1981
СИНДИ ШЕРМАН Без названия #85. 1981
Christie’s. 15.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 462–616 тысяч евро
Цена: 500 тысяч евро
Источник: christies.com

Входной билет в топ-100 лотов года за десять лет подорожал в десять раз: в 2002–2003 годах он стоил чуть больше 100 тысяч евро; теперь же первую сотню лотов, проданных на открытых торгах за год, замыкает работа очередного китайского художника (если кому-то интересно, его зовут Сюй Циньсун — Xu Qinsong) за 1,099 миллиона евро. С первым местом картина и того нагляднее: в период с июля 2002 по июнь 2003 самым дорогим произведением современного искусства был мраморный «Автопортрет» Джеффа Кунса за 1,8 миллиона евро; в минувшем году за «Затуманенные головы» Жана-Мишеля Баскии заплатили 33,5 миллиона евро, т.е. в 18 раз больше!

Топ-10 современных художников по обороту в Европе (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Художник

Аукционный оборот, евро

Продано лотов

Лучшая цена молотка, евро

1

Жан-Мишель Баския (1960–1988)

60 842 711

32

19 617 490

2

Питер Дойг (1959)

19 189 862

31

7 926 760

3

Дэмиен Херст (1965)

11 440 566

147

1 981 690

4

Андреас Гурски (1955)

8 619 646

35

2 178 375

5

Кристофер Вул (1955)

7 944 480

10

2 331 400

6

Аниш Капур (1954)

7 355 125

31

1 120 145

7

Мартин Киппенбергер (1953–1997)

5 899 475

27

3 480 400

8

Кит Харинг (1958–1990)

4 755 010

135

907 390

9

Шон Скалли (1945)

4 113 27