Рынок русского искусства — 2018. Итоги. Владимир Арт 19 декабря 2018
За год объем продаж русского искусства на аукционах во всем мире вырос на 10 % в долларовом исчислении. За это же время объем продаж изобразительного искусства на аукционах внутри России упал почти на 25 %
Если в 2017 году в России на аукционах наторговали живописью и графикой на $8,7 млн, то в 2018-м — всего на $6,6 млн. Итоговая цифра до конца года вырастет лишь незначительно.
Годовое падение на 25 % имеет очевидное объяснение: продолжение ухудшения экономической ситуации в стране, рост неуверенности и снижение реальных доходов у людей, традиционно покупавших искусство.
Средняя доля проданных лотов в этом году подросла с прежних 38 % до 47 %. Объясняется это прежде всего ростом популярности affordable art — сегмента доступного искусства, условно 20 000–60 000 рублей. В частности, на наших торгах доступного искусства (а мы провели аж четыре таких аукциона в 2018 году) доля уходов достигала 85 %. Такой формат сразу полюбился начинающим коллекционерам и покупателям со средним достатком.
Таблица 1. Показатели аукционного рынка русского искусства (ИЗО) до и после кризиса
Показатель / год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж на внутренних аукционах, млн долларов | 21 | 14 | 4,6 | 7 | 8,7 | 6,6 |
Средняя доля проданных лотов на внутренних аукционах, % | 39 | 41 | 35 | 44 | 38 | 47 |
Объем продаж русского искусства на мировых аукционах*, млн долларов | 525 | 677 | 573 | 287 | 455 | 515 |
Средняя доля проданных русских лотов на мировых аукционах, % | 52 | 48 | 48 | 52 | 47 | 52 |
* В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.
Источник: artinvestment.ru
Вспомним, что было хорошего в уходящем году
Никто из заметных аукционов в 2018 году не покинул рынок. Все пережили. Никто не закрылся. Галереи тоже в массе своей выстояли. Кто-то лучше, кто-то хуже, но все справились. В 2017 году было хуже.
Это был еще один год формирования моды на посещение музеев. Пресловутая «Очередь на Серова» сменилась «Очередью на Куинджи», «Очередью на шедевры эпохи Эдо» и еще многими-многими очередями. В кассы на выставочные блокбастеры каждый день стоят длинные вереницы людей. В Интернете билеты на хиты класса «Архипа Куинджи» раскупались на несколько недель вперед. Мы, конечно, понимаем, что транслировать музейный интерес на рынок искусства — это лукавство. На практике сильно менее 1 % посетителей музеев и ярмарок являются реальными покупателями картин и рисунков. Остальные лишь смотрят. Но пусть хоть так. Для правильной атмосферы это важно: мода на искусство безусловно помогает рынку живописи.
Топ русских художников на аукционном рынке за год пополнился несколькими новыми цифрами. В 2018 году это было особенно сложно. И тем не менее. Новичков в рейтинге у нас за год четыре. «Супрематическая композиция» Малевича, купленная за $60 млн на Sotheby’s в 2008 году была перепродана на Christie’s за $85 млн. «Стоящая обнаженная» Николя де Сталя не только вошла в аукционный топ, но и стала образцовым примером удачных инвестиций в искусство. В 2013-м эту картину купили на ArtCurial за $6,13 млн, а через пять лет перепродали на Christie’s за $12,13 млн. Аукцион из этих денег вычел комиссию, сдатчик получил на руки заметно меньше, но все равно феноменальный успех. «Музыкантша» Тамары Лемпицки тоже росла в цене темпами просто на зависть. В 2002 году картину купили за $2,6 млн, а сейчас продали за $9 млн. Между этими событиями ее, к слову, успели украсть и найти. Ну и наконец, четвертый новичок рейтинга — «Игра в жмурки» Константина Маковского. На ноябрьской «русской неделе» ее неожиданно продали на Sotheby’s за $5,5 млн, почти вдвое дороже оценки специалистов аукционного дома. В высшем ценовом сегменте, за границей, в психологическом комфорте и подальше от лишних глаз все продается хорошо. Как по учебнику.
Что было плохого
2018-й для национального арт-рынка стал уже пятым подряд годом упущенных возможностей. Со стороны правительства, министерства экономического развития и органов власти никто ничем снова не помог ни русским художникам, ни галереям, ни аукционам развивать экспортные возможности. За этот год все могли больше продавать за границу — туда, где есть нереализованный спрос на русское искусство: в Китай, в Западную и Восточную Европу. Но нет. Заинтересованные покупатели в ужасе отказываются от покупок, узнав, через что им предстоит пройти для оформления бумаг для вроде бы разрешенных к вывозу картин и рисунков. Формально вывезти можно, но барьеры такие, что как бизнес продажи на экспорт невозможны.
Но, как теперь оказалось, экспортные ограничения — это еще полбеды. В 2018 году чиновники не сидели без дела: придумали новые барьеры и дополнительные поборы для легальной арт-индустрии. Главная новость года для продавцов искусства — это угроза УПРАВИСа, организации, которой было поручено собирать 5 % с перепродаж в пользу художников по праву следования. Сказано — сделано. Осенью сразу несколько ведущих аукционных домов получили прокурорские проверки по заявлению УПРАВИСа с требованием предоставить данные о своих продажах. Большинство аукционов справедливо усмотрело в этих требованиях угрозу для конфиденциальности своей клиентской базы, что составляет основу бизнеса. Доводы специалистов, понимающих как устроен арт-рынок, своевременно услышаны не были. В итоги поиски компромисса начались, когда уже постановление № 285 (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 (ред. от 28.08.2018) «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений») вступило в действие. Последствия не заставили себя ждать: вместо продажи искусства руководители аукционов львиную долю времени стали проводить в консультациях по УПРАВИСу.
В 2018-м году Москва потеряла самую большую, важную и доступную выставочную площадку для художников и место с хорошей проходимостью для галерей. Что бы там ни говорили, но альтернативы ЦДХ нет и вряд ли будет. Вроде бы ярмарки Non-fiction, «АРХ-Москва», RA&AF переедут в центральный выставочный зал «Манеж». Антикварный салон — вроде бы в Гостиный двор. А художникам, по большому счету, переезжать некуда. Выставочные залы найти можно. Но такого, где недорого можно самому устроить выставку, да в центре, да получив посетителей и покупателей самотеком, — такой площадки больше нет. С галереями тоже пока выходит не очень. Когда стало известно, что к концу марта ЦДХ закрывается и галереи-арендаторы должны съехать, то объявили, что их ждут в Гостином дворе. Варианту многие обрадовались: дескать, городские власти создают новый арт-кластер, поближе к Кремлю. И даже арендные условия собирались улучшить — чтобы галереям платить было даже меньше, чем в ЦДХ. Естественно, новость была воспринята с воодушевлением. Но через два месяца что-то пошло не так. Гостиный двор, по словам чиновников, пока не готов. Поэтому переезжать предлагается в комплекс в районе Павелецкой. По отзывам, там небольшие площади и низкие потолки. В общем, не только художникам стало негде выставляться, но и галереям придется непросто. А на месте потрепанных временем и любимых многими залов ЦДХ через несколько лет будет развернут масштабный архитектурный проект Колхаса, с лекторием, библиотекой и рестораном с панорамным видом на Парк Горького.
Наконец, 2018-й стал не только тяжелым с точки зрения экономики, но и абсолютно трагическим по людским утратам. В 2018 году ушли из жизни Владимир Янкилевский, Оскар Рабин, Вячеслав Колейчук, Леонид Соков, Николай Силис, Борис Бич, Андрей Крисанов, Владимир Яшке и еще целый ряд художников…
Что можно ждать от наступающего 2019-го национальному рынку искусства? Этот рынок никогда не был сам по себе, он не может жить в изоляции и слишком зависит от успехов других отраслей — добывающей, строительной и пр. Он расцветает, когда у широкой группы людей есть не только высокий устойчивый доход, но и вера в перспективы. Искусство покупают на ожидании, что дальше все будет всё лучше и лучше. Для оживления нам нужно повышение экономической активности, существенный рост благосостояния высшего среднего класса, объективное (а не притворное) общее улучшение ожиданий и общественных настроений. И это только минимум.
Насколько вы верите в правдоподобность этого сценария и возможность его реализации в будущем году? Или в течение трех лет? Или десяти?
К гадалке не ходи, в 2019 году проще в системе искусства не станет. Мы наблюдаем, что государство, вопреки природе ситуации, наращивает негативное регулирующее воздействие и давление на арт-бизнес. Сначала неуклюже ввело сбор 5 %, сделав хуже не только продавцам, но и самим художникам. Теперь и вовсе ходят разговоры об идее возврата к лицензированию антикварной деятельности. И я бы уже не стал зарекаться. Увы, наступающий год будет посвящен решению уже известных искусственно созданных проблем. Арт-бизнес будет перестраиваться, подстраиваться под новые обстоятельства, и все в ущерб своему главному делу — торговле искусством.
Но жизнь в итоге возьмет своё. Теоретически и при наличии политической воли все может сдвинуться с мертвой точки быстрее, чем мы думаем. Ясно, что «добра снаружи» (той же отмены санкций) в обозримом будущем ждать бессмысленно. И самый очевидный ответ на санкции (которого и ждали) — это «добро изнутри». Многие рассчитывали, что государство придумает ответ на внешний прессинг принятием новой экономической политики. Вместо затягивания гаек и выцеливания несчастных самозанятых, наоборот, дать больше свободы малому и среднему бизнесу, убрать избыточное регулирование, может даже ввести налоговые каникулы. А можно пойти и дальше — придумать, как сформировать доверие бизнеса к судебной системе. Начать, скажем, с Москвы, сделать пилотный проект, чтобы в столичные суды приезжали предприниматели со всей России и были уверены, что добьются правды. Процесс не быстрый, но хоть впереди появится столь необходимая перспектива, от ощущения которой люди снова начинают покупать искусство.
Вот, пожалуй, на этом и всё про итоги-2018. И напоследок традиционно вспомним рекорды уходящего года. Для поднятия настроения. Да и вообще, чтобы не забывать о красоте и о важных смыслах даже в эти непростые времена экономической несуразицы.
Таблица 2. Топ-10 самых дорогих картин русских художников на мировых аукционах в 2018 году
Место | Художник | Цена, $ | Название работы |
---|---|---|---|
1 | Малевич, Казимир Северинович | 85 812 496 | Супрематическая композиция |
2 | Ротко, Марк | 35 712 500 | Без названия (Ржавчина, черное на сливовом) |
3 | Кандинский, Василий Васильевич | 24 233 800 | Импровизация с цветом красного дерева |
4 | Сталь, Николя де | 12 125 000 | Стоящая обнаженная |
5 | Шагал, Марк Захарович | 7 062 500 | Синяя деревня |
6 | Явленский, Алексей Георгиевич | 6 000 000 | Синяя шапка |
7 | Маковский, Константин Егорович | 5 459 575 | Игра в жмурки |
8 | Лемпицка, Тамара де | 5 375 000 | Женщина с голубем |
9 | Пиросмани, Нико | 2 839 682 | Грузинка, примеряющая лечаки |
10 | Кончаловский, Пётр Петрович | 2 081 019 | Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский |
* Рейтинг составляется по правилу «один художник — одна картина», чтобы топ не состоял из нескольких картин одного автора.
Источник: artinvestment.ru
Таблица 3. Топ-10 самых дорогих работ шестидесятников на мировых аукционах в 2018 году
Источник: artinvestment.ru
Таблица 4. Топ-10 самых дорогих работ актуального искусства
Место | Художник | Цена, $ | Название работы |
---|---|---|---|
1 | Круглянская, Элла | 100 000 | Девушка жарким днем |
2 | Гурьянов, Георгий Константинович | 98 840 | Летчик |
3 | Дубосарский В.Е. | Виноградов А.А. | 86 485 | Наташа |
4 | Кошляков, Валерий Николаевич | 60 924 | Готика II |
5 | Новиков, Тимур Петрович | 49 001 | Маки |
6 | Цой, Виктор Робертович | 36 168 | Без названия |
7 | Голосий, Олег Николаевич | 32 668 | Стрелок из лука |
8 | Пепперштейн, Павел Викторович | 32 668 | Без названия (Веселые картинки) |
9 | Новиков Тимур | Котельников Олег | 24 710 | Ленинград – Стокгольм |
Категория статей
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии