Самые дорогие картины русских художников. Владимир Арт 16 ноября 2017
Рейтинг аукционных результатов произведений русского искусства
- $86,88 млн. Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое (1961)
- $85,81 млн. Казимир Малевич. Супрематическая композиция (1916)
- $41,8 млн. Василий Кандинский. Картина с белыми линиями (1913)
- $28,45 млн. Марк Шагал. Влюбленные (1928)
- $28,16 млн. Хаим Сутин. Бычья туша (ок. 1923)
- $22,24 млн. Николя де Сталь. Стадион `Парк де Пренс` (Большие футболисты)
- $21,16 млн. Тамара де Лемпицка. Портрет Марджори Ферри (1932)
- $18,59 млн. Алексей Явленский. Шокко в широкополой шляпе (ок. 1910)
- $14,51 млн. Валентин Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910
- $12,09 млн. Николай Рерих. Мадонна Лаборис (Труды Богоматери. 1931)
- $11,76 млн. Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт с сиренью (1923)
- $10,88 млн. Наталия Гончарова. Цветы (ок. 1912)
- $10,84 млн. Николай Фешин. Маленький ковбой
- $7,43 млн. Илья Репин. Парижское кафе (1875)
- $7,33 млн. Константин Сомов. Радуга (1927)
- $7,25 млн. Илья Машков. Натюрморт с фруктами (1910)
- $7,07 млн. Борис Кустодиев. Извозчик (1923)
- $6,34 млн. Василий Поленов. Кто из вас без греха? (1908)
- $6,29 млн. Юрий Анненков. Портрет Александра Николаевича Тихонова (1922)
- $6,26 млн. Иван Клюн. Сферический супрематизм. Первая половина 1920-х
- $6,15 млн. Василий Верещагин. Жемчужная мечеть в Агре (1870–1880)
- $5,85 млн. Зинаида Серебрякова. Спящая девочка (1923)
- $5,83 млн. Илья Кабаков. Жук (1982)
- $5,56 млн. Александр Яковлев. Портрет Василия Шухаева в его студии (1928)
- $5,47 млн. Константин Маковский. Игра в жмурки
- $5,37 млн. Владимир Баранов-Россине. Ритм (Адам и Ева. 1910)
- $5,22 млн. Иван Айвазовский. Вид Константинополя и пролива Босфор
- $5,02 млн. Владимир Боровиковский. Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой, урожденной Безбородко (1803)
- $4,5 млн. Александр Родченко. Конструкция № 95 (1919)
- $4,46 млн. Михаил Ларионов. Натюрморт с кувшином и иконой
- $4,34 млн. Соня Делоне. Рынок в Миньо (1915)
- $4,30 млн. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею (1922)
- $4,05 млн. Вера Рохлина. Картежники (1919)
- $4,02 млн. Михаил Клодт. Ночь в Нормандии (1861)
- $3,97 млн. Павел Кузнецов. Восточный город. Бухара (1912)
- $3,82 млн. Александр Дейнека. Герои первой пятилетки (1936)
- $3,72 млн. Борис Григорьев. Пастух с холмов (1920)
Составление рейтинга производилось по трем критериям:
- К участию принимались только публичные аукционные результаты.
- Принадлежность к русским художникам определялась по месту рождения. Родился в Российской империи или в СССР — значит, русский художник, без оглядок на этническое происхождение и скидок на то, как в дальнейшем сложилась судьба. К примеру, тот факт, что у Кандинского в разные годы были гражданства и русское, и немецкое, а умер он с французским, не является основанием усомниться, что художник русский.
- Правило: один художник — одна картина. То есть ситуация, когда, строго говоря, все первые места пришлось бы отвести работам Марка Ротко, разрешается так: оставляем только самую дорогую работу, а все остальные результаты для картин этого художника игнорируем.
За основу рейтинга взяты результаты с учетом премии покупателя (Buyers Premium), выраженные в долларах (цифры, показанные на европейских аукционах, т. е. в фунтах или евро, конвертированы в доллары по курсу на день торгов). Поэтому в рейтинг не попали ни «Испанка» Гончаровой, проданная 2 февраля 2010 года за ?6,43 млн, ни картина «Вид Константинополя и пролива Босфор» Айвазовского, за которую 24 апреля 2012-го заплатили ?3,23 млн. Да, в валюте сделки, т.е. в фунтах, они дороже картин, занявших место в рейтинге, а вот с курсом доллара им не повезло.
1. $86,88 млн. Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое (1961)
Маркус Яковлевич Роткович — Маркус Ротковиц — Марк Ротко… 1903–1970.
Один из самых загадочных художников современности. Его жизненный путь словно соткан из противоречий — в творческих поисках, в поступках, в жестах… Считающийся одним из идеологов и, безусловно, ключевой фигурой в американском абстрактном экспрессионизме, Ротко не выносил, когда его работы называли абстрактными. В прошлом хорошо знавший, что такое жизнь впроголодь, он однажды демонстративно вернул заказчикам совершенно фантастический в пересчете на нынешние деньги аванс, оставив себе почти полностью законченную работу. Ждавший своего успеха и возможности зарабатывать на жизнь живописью почти пятьдесят лет, он не раз отказывал людям, способным при желании разрушить его карьеру. Как минимум социалист в душе, разделявший идеи Маркса, неприязненно относившийся к богачам и богатству, Ротко стал в итоге автором самых дорогих картин в мире, которые фактически превратились в атрибут высокого статуса своих владельцев. (Шутка ли, рекордный «Белый центр», проданный, за $65 млн, происходил из семьи Рокфеллеров.) Мечтавший о признании массовым зрителем, стал в итоге создателем картин, по-настоящему понятных до сих пор лишь кругу интеллектуалов и ценителей. Наконец, художник, искавший разговора с господом через музыку своих холстов, художник, чьи работы стали центральным элементом оформления церкви всех религий, закончил жизненный путь совершенно отчаянным богоборческим актом…
Ротко, помнивший черту оседлости и казаков, возможно, удивился бы, что им гордятся еще и как русским художникам. Впрочем, антисемитизма хватало и в Америке 1930-х — не случайно художник «урезал» родовую фамилию Роткович. Но мы называем его русским не без оснований. Для начала — по факту рождения. Латвийский Двинск, нынешний Даугавпилс, на момент рождения Маркуса Ротковича — это часть России и будет оставаться таковой вплоть до распада империи, до 1918 года. Правда, революции Ротко уже не увидит. В 1913 году мальчика увозят в США, семья переезжает в Портленд, штат Орегон. То есть детство и отрочество прошли в России, здесь формировалось жизненное восприятие, кругозор. Кроме того что здесь он появился на свет, с Россией Ротко связывают, заметим, и мировоззренческие темы, и конфликты. Известно, что он ценил труды Достоевского. И даже пороки, которым Ротко предавался, в мире ассоциируются почему-то именно с русскими. Депрессию на Западе называют почему-то «русской болезнью». Что не аргумент, конечно, но еще один штрих к цельности натуры русского художника.
К новаторским открытиям в живописи Ротко шел долгих 15 лет. Прошедший через многие фигуративные увлечения, в том числе сюрреализм и фигуративный экспрессионизм, в середине 1940-х он предельно упростил структуру своих картин, ограничив выразительные средства несколькими красочными блоками, образующими композицию. Интеллектуальная основа его работ — это почти всегда вопрос трактовки. Ротко обычно не давал прямых ответов, рассчитывая на соучастие зрителя в осмыслении работы. Единственное, на что он определенно рассчитывал, — на эмоциональную работу зрителя. Его картины не для отдыха, не для релаксации и не для «визуального массажа». Они рассчитаны на сопереживание. Одни видят в них окна, позволяющие заглянуть в душу зрителя, другие — двери в иной мир. Есть мнение (возможно, наиболее близкое к истине), что его цветовые поля — это метафорические изображения бога.
Декоративная сила «цветовых полей» объясняется рядом специальных технических приемов, используемых Ротко. Его картины не терпят массивных рам — максимум тоненькие плашки-кромки в цвет холста. Края картин художник намеренно тонировал в градиент так, чтобы живописное поле теряло границы. Нечеткие границы внутренних квадратов — это тоже прием, способ без контраста создавать эффект дрожания, кажущегося взаимного наложения цветовых блоков, пульсации пятен, словно мерцания света электрических ламп. Это мягкое растворение цвета в цвете особенно удавалось маслом, до перехода Ротко на непрозрачный акрил в конце шестидесятых. И найденный эффект электрической пульсации усиливается, если смотреть картины с близкого расстояния. По замыслу художника трехметровые холсты зрителю оптимально смотреть с расстояния не более полуметра.
Сегодня картины Ротко — гордость любого известного музея современного искусства. Так, в английской галерее Тейт есть зал Ротко, в котором живут девять картин из тех, что были написаны по контракту с рестораном Four Seasons. C этим проектом связана довольно показательная для характера Ротко история. В 1959 году к художнику по рекомендации обратились владельцы фешенебельного ресторана «Времена года», открывшегося в необычном нью-йоркском небоскребе Seagram Building (по названию компании — производителя алкоголя). Сумма контракта в пересчете на нынешние деньги составляла почти $3 млн — весьма значительный гонорар даже для состоявшегося, признанного художника, каким в то время уже был Ротко. Тем не менее, когда работа была почти закончена, Ротко неожиданно вернул аванс и отказался передавать ее заказчику. Среди основных причин внезапного поступка биографы рассматривали нежелание угождать правящему классу и развлекать богачей за ужином. Есть также мнение, что Ротко расстроился, узнав, что его картин не увидят рядовые служащие, работающие в здании. Впрочем, последняя версия выглядит слишком уж романтично.
Спустя почти 10 лет часть холстов, подготовленных для Four Seasons, Ротко передал в дар лондонской Tate Gallery. По горькой иронии судьбы 25 февраля 1970 года, в тот день, когда ящики с картинами достигли английского порта, художник был найден в своей студии мертвым — с перерезанными венами и (видимо, для гарантии) огромной дозой снотворного в желудке.
Сегодня творчество Ротко переживает очередную волну искреннего интереса. Проходят семинары, открываются выставки, издаются монографии. На берегу Даугавы, на родине художника, установлен памятник.
Работы Ротко на рынке не являются исключительно редкими (как, например, живопись Малевича). Ежегодно на аукционах одних только его картин, не считая графики, выставляется примерно 10–15 штук. То есть не дефицит, однако за них платят миллионы и десятки миллионов долларов. И такие цены вряд ли случайны. Скорее это дань его новаторству, желание открыть новые смысловые слои и приобщиться к творческому феномену одного из самых загадочных русских художников.
8 мая 2012 на торгах послевоенным и современным искусством Christie’s полотно «Оранжевое, красное, желтое» 1961 года ушло за $86,88 млн с учетом комиссии. Произведение происходит из собрания пенсильванского мецената Давида Пинкуса. Работу размером 2,4 ? 2,1 метра Давид и его супруга Герри купили в Marlborough Gallery, а затем надолго отдали ее в аренду Филадельфийскому художественному музею. Картина «Оранжевое, красное, желтое» стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.
2. $60,00 млн. Казимир Малевич. Супрематическая композиция (1916)
Казимир Северинович Малевич (1878–1935), безусловно, входит в пятерку наиболее ярких революционеров искусства XX века в мировом масштабе. Философ, новатор, разработчик новых теоретических подходов, идеолог супрематизма, ставшего визитной карточкой России на международной художественной арене. Работы Малевича — гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров.
Венцом исследований Малевича можно назвать работу «Черный квадрат» 1915 года (в Третьяковской галерее хранится один из четырех сохранившихся вариантов). Вещь высокого метафорического значения: конец картины, конец живописи, отправная то ка, требование к разработке проекта будущего. Supremus, по задумке создателя, есть высшая стадия авангарда, способная позволить себе геометрический лаконизм выразительных средств. В двадцатые годы Малевич распространил свою философскую систему в прикладные области: супрематизм лег в основу передового дизайна и архитектуры. Малевич реализовался и как педагог, открывший талант в своих многочисленных учениках, которые сохранили преданность его идеям даже в условиях гонений. В историю искусства вошли периоды его работы в УНОВИСЕ («Объединение утвердителей нового искусства», Витебск — Петроград (Ленинград), 1919–1922), в Гинхуке (Государственный институт художественной культуры, 1923).
Конец 1920-х ознаменовался периодом репрессий в отношении разработчиков идей художественного авангарда. По сути, «школа Малевича» была разогнана, самого Малевича арестовывали. В 1927 году художнику удалось во время зарубежной командировки укрыть часть работ в Берлине и, как считается, тем самым спасти свои идеи от запрета и забвения. Малевич умер в 1935 году. А его лучшие работы в течение десятилетий были похоронены в запасниках советских музеев. Увидеть их можно было, только обзаведясь знакомствами в музейной среде. Тем не менее силами специалистов и коллекционеров-подвижников (например, Георгия Костаки) информация об идеях Малевича, можно сказать, подпольными путями распространялась в кругах советской интеллигенции и оказала влияние на художественный язык представителей неофициального искусства, художников-шестидесятников.
Самая дорогая работа Казимира Малевича из числа тех, что прошли через аукционные торги, на протяжении вот уже почти 10 лет — «Супрематическая композиция» 1916 года. Первое появление этой работы на открытых торгах произошло 3 ноября 2008 года. Буквально за полгода до этого, в апреле 2008-го, «Супрематическую композицию» вернули себе по реституции наследники Малевича. Причем, вернули не откуда-нибудь, а из коллекции амстердамского Стеделийк-музеума. Музею тогда пришлось уступить целых пять работ Малевича из своего собрания, несмотря на то, что в 1958 году Стеделийк законно купил их у архитектора Хуго Хэринга. Только вот Хуго Хэринг не имел права их продавать: Малевич оставлял ему эти работы на временное хранение, да так и не успел забрать. В общем, свежий для рынка шедевр с кристальным провенансом 3 ноября 2008 года принес на торгах рекордные $60 млн. Среди возможных покупателей работы Малевича назывались то Роман Абрамович, то арт-дилер сирийского происхождения Дэвид Нахмад. Кто бы ни был этот загадочный владелец, спустя без малого десять лет, выждав положенную в этих случаях паузу, он вознамерился своего Малевича перепродать. Мы в AI предполагали, что столь значимое произведение уйдет точно дороже $100 млн, и наш Казимир Малевич вступит в «клуб» художников, чьи работы продаются за девятизначные суммы. Но интерес к Малевичу среди коллекционеров в топ-сегменте мы несколько переоценили. Итоговая цена молотка на торгах 15 мая 2018 года составила $85,81 млн. С этим результатом Малевич остался на второй строчке в рейтинге художников круга русского искусства и впервые попал в рейтинг мировых художников.
3. $41,8 млн. Василий Кандинский. Картина с белыми линиями (1913)
Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) — признанный русский художник мирового значения. Собственно, его подлинно новаторские идеи определили один из основных векторов развития изобразительного искусства в XX веке. Кандинский считается «отцом абстракции» — художником, который в числе первых подошел к этому открытию и дал ему теоретическое обоснование. В начале века появление абстракции было уже предопределено. «Деконструкция» классических принципов изобразительного искусства шла во всех направлениях, ставились тысячи художественных экспериментов. Так что идея витала в воздухе, и сразу несколько европейских художников последовательно продвигались к ней параллельными путями, находясь кто в шаге, кто в полушаге от нефигуративной живописи. На «авторское свидетельство» могут претендовать слишком многие. Поэтому не существует всеми признаваемой единой даты изобретения абстракции. «Срывы» в абстракцию можно увидеть и в картинах Кандинского 1908–1909 годов, но именно импровизации Кандинского 1910 года, по мнению ряда специалистов, стали поворотным моментом в истории искусства. В отдельных работах именно этого года была окончательно разорвана связь с фигуративной живописью, удалены последние намеки на узнаваемые образы, появилась чистая абстракция. Не то чтобы расставание с фигуративной образностью в творчестве Кандинского произошло бесповоротно и навсегда (впоследствии он не раз к ней возвращался), но был перейден Рубикон в идеологии искусства. Так вот, человек, в 30 лет круто развернувший свою жизнь, бросивший удачно развивающуюся карьеру юриста и решивший стать художником, уже к 44 годам перенаправил реку мирового художественного процесса.
На лондонских торгах импрессионистов и модернистов Sotheby’s 21 июня 2017 года рекорд аукционной цены на произведения Василия Кандинского был побит два раза за вечер. Сначала рекорд установил красочный «Мурнау. Пейзаж с зеленым домом», написанный Кандинским в 1909 году. В работе чувствуется наметившийся уже переход художника от фигуратива к абстракции. Это одна из лучших ранних работ Кандинского, остававшаяся в одной частной коллекции с 1920-х годов и ни разу не выставлявшаяся на аукционе. Поэтому рекорд $26,4 млн — на $3 млн больше, чем за предыдущую самую дорогую работу «Жёсткий и гибкий» 1935 года, — был вполне закономерен.
Правда, продержался он всего шесть лотов. Публика ждала еще более редкого Кандинского — «Картину с белыми линиями» 1913 года, когда-то висевшую в экспозиции Третьяковской галереи. На 13 минут растянулась битва ставок между четырьмя претендентами на эту работу. Эстимейт не публиковался в каталоге, но, по слухам, составлял свыше $35 млн. Итоговый результат — потрясающие $41,8 млн (?33 млн в валюте сделки). Этот рекорд наверняка окажется долгоиграющим, поскольку работ Кандинского сопоставимого уровня ждут на торгах десятки лет. В последний раз это была «Фуга» (1914) на торгах Sotheby’s в 1990 году. Её рекорд в $20,9 млн продержался 22 года (до 2012 года). И с тех пор только пять работ (включая «Картину с белыми линиями» и «Пейзаж с зеленым домом») сумели эту рекордную планку преодолеть.
«Картина с белыми линиями» относится к самому новаторскому, самому ценному периоду в творчестве Кандинского. За 1913 год художник написал столько абстрактных шедевров, ныне украшающих ведущие музеи, сколько ни в один другой год. «Картину с белыми линиями» Кандинский не раз отбирал для своих важных выставок в Германии и в России. Написана она была в Мюнхене, но в 1914 году, с началом Первой мировой войны, русскому художнику пришлось вернуться на Родину, взяв с собой важнейшие произведения. «Картина с белыми линиями» в 1919 году была выкуплена у Кандинского Музеем живописной культуры в рамках программы по распространению авангардного искусства в новой России. Как и сотни других произведений русских авангардистов, «Картину с белыми линиями» ждало распределение в один из региональных музеев. Выбор пал на Пензенскую художественную галерею. Позже картина вернулась в Москву, в Третьяковскую галерею. А вот следующая веха в истории её бытования окружена домыслами: в 1974 году работа из государственного музея покупается коллекционером Вильгельмом Хаком (Wilhelm Hack) из Кёльна. По одной из версий, полотно Кандинского было обменяно на имеющиеся у Хака письма Ленина. Как бы там ни было, «Картина с белыми линиями» все эти годы хранилась в одной частной коллекции, и аукционный дом, заполучив её на торги, сорвал гарантированный джекпот.
4. $28,45 млн. Марк Шагал. Влюбленные (1928)
Марк Захарович Шагал (1887–1985) — уроженец белорусского Витебска, художник-авангардист, прославивший русское искусство по обе стороны океана, ставший национальной гордостью не только нашей страны, но и Франции, Соединенных Штатов и Израиля. Самобытный художественный стиль Шагала — это особый экспрессионизм, обычно включающий элементы наивного искусства, приемы сюрреализма, а также слои актуальных для периода создания работы модных течений (например, кубизма).
В начале XX века Шагал — ученик Юрия Пэна, Льва Бакста, Мстислава Добужинского и Николая Рериха. После революции он включается в круговорот становления передового искусства, становится комиссаром художественных мастерских. Потом — разочарование, эмиграция, большой успех на Западе (во Франции, США) и долгий период замалчивания в России. Репрессивные информационные ограничения были сняты к 1970-м, мэтр Шагал даже приезжал в Москву на свою персональную выставку в Третьяковской галерее, где хранятся его лучшие работы, в том числе витебского периода.
Творчество Шагала в отличие от Сутина и Ротко было хорошо известно в нашей стране в позднее советское время по публикациям в альбомах и журналах. Неудивительно, что для нынешнего поколения русских коллекционеров и инвесторов работы Шагала являются престижной покупкой. Причем, при соблюдении относительно несложных правил, покупкой безопасной и оправданной с точки зрения инвестиций. Так, с вопросами подлинности помогает справляться Комитет Шагала, славящийся своим жестким отношением к подделкам. Учитывая обилие фальшивок, заключение комитета является необходимым условием того, чтобы работа вообще получила полноценный рыночный статус. На цену работы, кроме обычных параметров, очень влияет период создания. Подлинных работ Шагала на аукционах очень много — это плюс. Но инвестору необходимо учитывать, что вещи конца 1960-х — начала 1970-х годов, которые чаще всего выставляются на торги, — это работы уже 80-летнего художника. Пусть сохранившего приверженность своим передовым идеям, технически безупречного, но без прежней мечтательности и энергетики экспрессиониста-новатора, что и понятно. Так что обычно поздние вещи стоят заметно дешевле.
В течение почти тридцати лет самой дорогой картиной Марка Шагала была работа «Юбилей» 1923 года: в 1990 году на торгах Sotheby’s за нее заплатили $14,9 млн. Работа ценнейшего периода, безусловный шедевр. Долгие годы ни одна другая вещь Шагала, попадавшая на открытые торги (а было их немало: Шагал прожил очень долгую и продуктивную в творческом плане жизнь), не могла сравниться с «Юбилеем». И вот в ноябре 2017 года на вечерние торги импрессионистов и модернистов дом Sotheby’s выставил полотно «Les Amoureux» («Влюбленные»).
Как и на картине «Юбилей», героями «Влюбленных» стали сам Марк Шагал и его горячо любимая жена Белла. Картина была написана в 1928 году в Париже и в том же году была куплена в частную коллекцию, в которой оставалась вплоть до сегодняшнего дня. Железный провенанс, свежесть для аукционного рынка, культовая любовная тема, мастерство исполнения и внушительный размер холста (117,3 ? 90,5) — вот факторы, ставшие слагаемыми нового рекорда.
Десять минут за холст торговались трое претендентов из Азии и России. В результате оценка лота $12–18 млн. превышена была вдвое — итоговая цена с учетом комиссии $28 453 000.
5. $28,16 млн. Хаим Сутин. Бычья туша (ок. 1923)
Хаим Сутин (1893/1894–1943) — русский художник мирового значения, один из самых значительных представителей Парижской школы. Это имя долгое время было мало известно на родине. Сутин — уроженец Смиловичей, сейчас уже города, а тогда еврейского местечка в 27 км от Минска, десятый ребенок в семье портного. Художественный дар у Сутина открылся рано, но, как это часто бывает, к сожалению, не в том месте и не в то время. Мальчик начал рисовать то, что видел вокруг, а в ортодоксальной иудаистской традиции запрещено изображать людей и животных. За это ему не раз доставалось от сельчан. По легенде, Хаим однажды вознамерился нарисовать раввина. За это подростку пришлось бы совсем туго, но раввин, вероятно, оказался человеком более широких взглядов: он выдал Хаиму 25 рублей (весьма значительная сумма по тем временам) и отправил учиться подальше от Смиловичей. Подальше получилось аж до Парижа, куда Сутин добрался в возрасте 20 лет. Но Париж, как и Москва, слезам не верит. Середина 1910-х — годы нищеты, неустроенности, мучительной болезни и вместе с тем, по сохранившимся свидетельствам, годы самореализации и творческого счастья. Вокруг — друзья. Модильяни, Липшиц, свобода и беспутность. Выпивка. Пушкин, открытый Сутину его другом Оскаром Мещаниновым. Потом стало полегче: появились первые меценаты, покупатели, ценители. Есть сведения, что работу Сутина купил себе даже мэтр Пикассо. Но конечно, представить себе, что через 100 лет за холсты художника будут биться миллионеры, было невозможно.
В 1943 году Сутин с поддельным паспортом прячется в Париже. Обострилась язва. Еврей. Город оккупирован фашистами. Даже с поддельным паспортом в больницу опасно. Тянули до последнего, но когда тайком доставили в госпиталь, то было уже поздно: перитонит. Сохранилась легенда, что за гробом Сутина шел один лишь его коллега и поклонник — Пикассо. Друзьям художника участвовать в процессии было смертельно опасно.
Сегодня можно уверенно очертить круг сюжетов, которые пользуются наибольшим спросом у коллекционеров. Кому-то не без оснований покажется, что композиции с бычьими тушами, забитой птицей, перекошенными лицами на портретах старух, нищих, простолюдинов выглядят отталкивающе. Но именно в этих вещах, где есть простор для больного сутинского красного, наиболее сильно выражается его яркий талант экспрессиониста. Историки предполагают, что эти темы Сутин принес из воспоминаний о родном местечке. Такими он запомнил лица тех людей, тот быт: «Однажды я увидел, как деревенский мясник отрезает голову птице и дает стекать крови. Мне хотелось закричать, но при виде довольного выражения его лица мой крик застрял в горле. Я все время чувствую там этот крик. Тогда, еще ребенком, я нарисовал грубый портрет моего учителя, я пытался избавиться от этого крика внутри меня, но напрасно. Когда я рисовал бычью тушу, я по-прежнему пытался выпустить его». Так что это своего рода возвращение, схожее с возвращением Шагала. Еще одним источником вдохновения для его натюрмортов с тушами и дичью были полотна Старых Мастеров, в частности любимого Рембрандта.
С 2007 года самой дорогой работой Хаима Сутина был метровый портрет «Мужчина в красном шарфе» 1921 года, проданный на Sotheby’s за ?7,8 млн ($15,34 млн). Расстановку сил на рынке художника изменил аукцион Christie’s 8 мая 2013 года, где полотно «Маленький кондитер» было продано за $18 млн (без комиссии — $16 млн). Последняя продажа, позволившая Хаиму Сутину шагнуть с 5-го на 3-е место нашего ретинга."
Категория статей
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии