Ныне живущие художники: топ продаж. Владимир Арт 20 ноября 2018
Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников — это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
- ДЖЕФФ КУНС Кролик. 1986. $91,075 млн
- ДЭВИД ХОКНИ Портрет художника. Бассейн с двумя фигурами. 1972. $90,3 млн
- ГЕРХАРД РИХТЕР Абстрактная картина. 1986. $46,3 млн
- ЦУЙ ЖУЧЖО «Великие заснеженные горы». 2013. $39,577 млн
- ДЖАСПЕР ДЖОНС Флаг. 1983. $36 млн
- ЭД РУШЕЙ Smash. 1963. $30,4 млн
- КРИСТОФЕР ВУЛ Без названия (RIOT). 1990. $29,93 млн
- ПИТЕР ДОЙГ Роуздейл. 1991. $28,81 млн
- ФРЭНК СТЕЛЛА Мыс сосен. 1959. $28 млн
- ЁСИТОМО НАРА Нож за спиной. 2000. $24,95 млн
- ЦЗЭН ФАНЬЧЖИ Тайная вечеря. 2001. $23,3 млн
- РОБЕРТ РАЙМАН Мост. 1980. $20,6 млн
- ДЭМИЕН ХЕРСТ Сонная весна. 2002. $19,2 млн
- МАУРИЦИО КАТТЕЛАН Him. 2001. $17,19 млн
- МАРК ГРОТЬЯН Без названия (S III Released to France Face 43.14). 2011. $16,8 млн
- ТАКАСИ МУРАКАМИ Мой одинокий ковбой. $ 15,16 млн
- KAWS Альбом KAWS. 2005. $14 784 505
- ЦЗИНЬ ШАНИ Таджикская невеста. 1983. $13,89 млн
- БЭНКСИ Разложившийся парламент. 2008. $12,14 млн
- ДЖОН КАРРЕН «Мило и просто». 1999. $12,007 млн
- БРАЙС МАРДЕН The Attended. 1996–1999. $10,917 млн
- ПЬЕР СУЛАЖ Peinture 186 x 143 cm, 23 decembre 1959. $10,6 млн
- ЧЖАН СЯОГАН Вечная любовь. $10,2 млн
- БРЮС НАУМАН Беспомощный Генри Мур. 1967. $9,9 млн
Правила составления нашего рейтинга просты: во-первых, в расчет берутся только сделки с работами ныне живущих авторов; во-вторых, учитываются только публичные аукционные продажи; и в-третьих, соблюдается правило «один художник — одна работа» (если в рейтинге работ два рекорда принадлежат Джонсу, то остается только самая дорогая, а остальные в расчет не берутся). Ранжирование ведется в пересчете на доллары (по курсу на дату продажи).
1. ДЖЕФФ КУНС Кролик. 1986. $91,075 млн
Чем дольше наблюдаешь за аукционной карьерой Джеффа Кунса (1955), тем больше убеждаешься в том, что для поп-арта нет ничего невозможного. Можно восторгаться скульптурами Кунса в виде игрушек из воздушных шаров, а можно считать их кичем и безвкусицей — ваше право. Одного отрицать нельзя: инсталляции Джеффа Кунса стоят сумасшедших денег.
Джефф Кунс начал свой путь к славе самого успешного в мире ныне живущего художника в далеком 2007 году, когда его гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена за $23,6 млн на торгах Sotheby's. Работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука). Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, произведение ювелирного искусства. Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2,7 м весит 1 600 кг), но зато имеет сходное назначение. На производство композиции с сердцем, покрытым десятью слоями краски, было затрачено свыше шести с половиной тысяч часов. В итоге за эффектное «украшение» заплатили гигантские деньги.
Дальше была продажа «Цветка из воздушного шарика» пурпурного цвета за ?12,92 млн ($25,8 млн) на лондонских торгах Christie’s 30 июня 2008 года. Интересно, что семью годами ранее предыдущие владельцы «Цветка» приобрели работу за $1,1 млн. Несложно подсчитать, что за это время ее рыночная цена выросла почти в 25 раз.
Спад на арт-рынке 2008–2009 годов дал скептикам повод позлословить о том, что мода на Кунса прошла. Но они ошиблись: вместе с арт-рынком возродился и интерес к работам Кунса. Преемник Энди Уорхола на троне короля поп-арта обновил свой персональный рекорд в ноябре 2012 года продажей на Christie’s разноцветной скульптуры «Тюльпаны» из серии «Торжество» за $33,7 млн с учетом комиссии.
Но «Тюльпаны» были «цветочками» в прямом и переносном смысле. Всего через год, в ноябре 2013 года, последовала продажа скульптуры из нержавеющей стали «Собака из воздушных шаров (оранжевая)»: цена молотка составила аж $58,4 млн! Баснословная сумма для ныне живущего художника. Произведение современного автора продали по цене картины Ван Гога или Пикассо. Вот это были уже ягодки…
С этим результатом Кунс на несколько лет воцарился на вершине рейтинга ныне живущих художников. В ноябре 2018 года его ненадолго превзошел Дэвид Хокни (смотрите вторую строчку нашего рейтинга). Но всего через полгода все вернулось на круги своя: 15 мая 2019 года в Нью-Йорке на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s на продажу выставили хрестоматийную для Кунса скульптуру 1986 года — серебристого «Кролика» из нержавеющей стали, имитирующего воздушный шарик подобной формы.
Всего таких скульптур Кунс создал 3 шутки плюс один авторский экземпляр. На торги попал экземпляр «Кролика» под номером 2 — из коллекции культового издателя Сая Ньюхауса, совладельца издательского дома Conde Nast (журналы Vogue, Vanity Fair, Glamour, GQ и др.). Серебристый «Кролик» был куплен «отцом гламура» Саем Ньюхаусом в 1992 году за внушительную по меркам тех лет сумму — 1 миллион долларов. Спустя 27 лет в борьбе 10 биддеров цена молотка скульптуры 80-кратно превысила предыдущую цену продажи. А с учетом комиссии Buyer’s Premium итоговый результат составил рекордные для всех ныне живущих художников $ 91,075 млн.
2. ДЭВИД ХОКНИ Портрет художника. Бассейн с двумя фигурами. 1972. $90 312 500
Дэвид Хокни (1937) — один из наиболее значимых британских художников ХХ века. В 2011 году, по результатам опроса тысячи профессиональных британских художников и скульпторов, Дэвида Хокни признали самым влиятельным британским художником всех времен. При этом Хокни обошел таких мэтров, как Уильям Тёрнер и Френсис Бэкон. Его творчество, как правило, относят к поп-арту, хотя в ранних работах он больше тяготел к экспрессионизму в духе Френсиса Бэкона.
Родился и вырос Дэвид Хокни в Англии, в графстве Йоркшир. Мать будущего художника держала семью в пуританской строгости, а отец, простой бухгалтер, немного рисовавший на любительском уровне, поощрял занятия сына живописью. В двадцать с небольшим Дэвид уехал в Калифорнию, где прожил в общей сложности около трех десятков лет. У него и сейчас там сохраняются две мастерских. Хокни сделал героями своих произведений местных богачей, их виллы, бассейны, залитые калифорнийским солнцем газоны. Одно из самых известных его произведений американского периода — картина «Всплеск» — представляет собой изображение снопа брызг, поднявшегося из бассейна вслед за прыгнувшим в воду человеком. Чтобы изобразить этот сноп, «живущий» не более двух секунд, Хокни работал две недели. Кстати, эта картина в 2006 году была продана на Sotheby’s за $5,4 млн и какое-то время считалась самой дорогой его работой.
Хокни (1937) уже за восемьдесят, но он по-прежнему работает и даже изобретает новые художественные приемы с использованием технических новинок. Когда-то он придумал делать огромные коллажи из полароидных снимков, печатал свои работы на факс-аппаратах, а сегодня художник с воодушевлением осваивает рисование на iPad. Картины, нарисованные на планшете, занимают достойное место на его выставках.
В 2005-м Хокни окончательно вернулся из Штатов в Англию. Теперь он пишет на пленере и в мастерской огромные (часто состоящие из нескольких частей) пейзажи местных лесов и пустошей. По словам Хокни, за 30 лет, проведенных в Калифорнии, он так отвык от простой смены времен года, что она его по-настоящему восхищает и завораживает. Целые циклы его недавних работ посвящены, например, одному и тому же пейзажу в разное время года.
В 2018 году цены на картины Хокни несколько раз пробивали отметку в 10 миллионов долларов. А 15 ноября 2018 года на Christie’s был зарегистрирован новый абсолютный рекорд для творчества ныне живущего художника — $90 312 500 за картину «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)».
3. ГЕРХАРД РИХТЕР Абстрактная картина. 1986. $46,3 млн
Живой классик Герхард Рихтер (1932) занимает второе место в нашем рейтинге. Немецкий художник был лидером среди ныне живущих коллег, пока не грянул 58-миллионный рекорд Джеффа Кунса. Но вряд ли это обстоятельство может поколебать и без того железный авторитет Рихтера на арт-рынке. По итогам 2012-го годовой аукционный оборот немецкого художника уступает только аналогичным показателям Энди Уорхола и Пабло Пикассо.
Долгие годы ничто не предвещало того успеха, который обрушился на Рихтера сейчас. Десятилетиями художник занимал скромное место на рынке современного искусства и нисколько не стремился к славе. Можно сказать, что слава настигла его сама. Отправной точкой многие считают покупку нью-йоркским музеем МоМА в 1995 году серии работ Рихтера «18 октября 1977». Американский музей заплатил $3 млн за 15 картин в серых тонах и вскоре задумался о проведении полноценной ретроспективы немецкого художника. Грандиозная выставка открылась шесть лет спустя, в 2001-м, и с тех пор интерес к творчеству Рихтера рос как на дрожжах. С 2004-го по 2008 год цены на его живопись выросли втрое. В 2010 году работы Рихтера принесли уже $76,9 млн, в 2011 году, по данным сайта Artnet, произведения Рихтера на аукционах в сумме заработали $200 млн, а в 2012-м (по данным Artprice) — $262,7 млн — больше, чем работы любого другого ныне живущего художника.
В то время как, например, у Джаспера Джонса ошеломительный успех на торгах сопутствует в основном только ранним работам, для произведений Рихтера такое резкое разделение не характерно: спрос одинаково устойчив на вещи разных творческих периодов, каковых в карьере Рихтера было великое множество. За последние шестьдесят лет этот художник попробовал себя практически во всех традиционных живописных жанрах — портрете, пейзаже, марине, ню, натюрморте и, конечно, абстракции.
История аукционных рекордов Рихтера началась с серии натюрмортов «Свечи». 27 фотореалистичных изображений свечей в начале 1980-х, в период их написания, стоили всего по 15 тысяч немецких марок ($5 800) за работу. Но «Свечи» все равно никто не купил на их первой выставке в галерее Макса Хецлера в Штутгарте. Тогда тема картин была названа старомодной; сегодня же «Свечи» считают работами на все времена. И стоят они миллионы долларов.
В феврале 2008 года «Свеча», написанная в 1983 году, была неожиданно куплена за ?7,97 млн ($16 млн). Этот персональный рекорд продержался три с половиной года. Затем в октябре 2011 года еще одна «Свеча» (1982) ушла с молотка на Christie’s уже за ?10,46 млн ($16,48 млн). С этим рекордом Герхард Рихтер впервые вошел в тройку самых успешных ныне живущих художников, заняв свое место за Джаспером Джонсом и Джеффом Кунсом.
Далее началось победное шествие «Абстрактных картин» Рихтера. Подобные произведения художник пишет в уникальной авторской технике: он наносит на светлый фон смесь простых красок, а затем с помощью длинного скребка размером с автомобильный бампер размазывает их по холсту. При этом получаются замысловатые цветовые переходы, пятна и полосы. Рассматривание поверхности его «Абстрактных картин» подобно раскопкам: на них следы разнообразных «фигур» проглядывают сквозь разрывы многочисленных красочных слоев.
9 ноября 2011 года на аукционе современного и послевоенного искусства Sotheby’s масштабная «Абстрактная картина (849-3)» 1997 года ушла с молотка за $20,8 млн (?13,2 млн). А полгода спустя, 8 мая 2012 года на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s в Нью-Йорке «Абстрактная картина (798-3)» 1993 года ушла за рекордные $21,8 млн (с учетом комиссии). Через пять месяцев — снова рекорд: «Абстрактная картина (809-4)» из коллекции рок-музыканта Эрика Клэптона 12 октября 2012 года на торгах Sotheby’s в Лондоне ушла с молотка за ?21,3 млн ($34,2 млн). Барьер в 30 млн был взят Рихтером с такой легкостью, словно речь идет не о современной живописи, а о шедеврах, которым уже лет сто — не меньше. Хотя в случае с Рихтером похоже, что включение в пантеон «великих» произошло уже при жизни художника. Цены на работы немца продолжают расти.
Следующий рекорд Рихтера принадлежал фотореалистической работе — пейзажу «Соборная площадь, Милан (Domplatz, Mailand)» 1968 года. Работа была продана за 37,1 млн на аукционе Sotheby’s 14 мая 2013 года. Вид красивейшей площади был написан немецким художником в 1968 году по заказу компании Siemens Electro, специально для миланского офиса компании. На момент своего написания это было самое большое фигуративное произведение Рихтера (размером почти три на три метра).
Рекорд «Соборной площади» продержался почти два года, пока 10 февраля 2015-го его не перебила «Абстрактная картина» (1986): цена молотка достигла ?30,389 млн ($46,3 млн). Выставленная на торги Sotheby’s «Абстрактная картина» размером 300,5 ? 250,5 см — одна из первых масштабных работ Рихтера в его особой авторской технике соскребания слоев краски. В последний раз в 1999 году эта «Абстрактная картина» была куплена на аукционе за $607 тыс. (с этого года и вплоть до текущей продажи работа экспонировалась в Музее Людвига в Кёльне). На торгах 10 февраля 2015 года некий американский клиент аукционными шагами по ?2 млн дошел до цены молотка в $46,3 млн. Т. е. с 1999 года работа выросла в цене более чем в 76 раз!
4. ЦУЙ ЖУЧЖО «Великие заснеженные горы». 2013. $39,577 млн.
Долгое время мы не слишком внимательно следили за развитием ситуации на китайском арт-рынке, не желая перегружать наших читателей излишним количеством информации о «не нашем» искусстве. За исключением диссидента Ай Вэйвэя, не столь даже дорогого, сколь резонансного художника, китайские авторы казались нам слишком многочисленными и далекими от нас, чтобы вникать в то, что у них там на рынке происходит. Но статистика, как говорится, дама серьезная, и уж если мы говорим о самых успешных ныне живущих авторах в мире, то без рассказа о выдающихся представителях контемпорари-арта Поднебесной все же не обойтись.
Начнем с китайского художника Цуй Жучжо (Cui Ruzhuo). Художник родился в 1944 году в Пекине, с 1981 по 1996 год жил в США. После возвращения в Китай стал преподавать в Национальной Академии искусств. Цуй Жучжо переосмысливает традиционную китайскую манеру рисования тушью и создает огромные полотна-свитки, которые так любят преподносить в качестве подарков друг другу китайские бизнесмены и чиновники. На Западе о нем известно крайне мало, хотя, должно быть, многие помнят историю со свитком за $3,7 млн, который по ошибке выкинули, приняв за мусор, уборщики гонконгского отеля. Так вот — это был свиток именно Цуй Жучжо.
Цуй Жучжо уже за 70, а рынок его работ процветает. Свыше 60 работ этого художника перешагнули планку в $1 млн. Впрочем, успех его произведения имеют пока только на китайских аукционах. Рекорды Цуй Жучжо действительно производят впечатление. Сначала его «Пейзаж в снегу» на торгах Poly Auction в Гонконге 7 апреля 2014 года достиг цены молотка в 184 миллиона гонконгских долларов ($23,7 млн США).
Ровно через год, 6 апреля 2015-го, на специальном аукционе Poly Auction в Гонконге, посвященном исключительно работам Цуй Жучжо, серия «Великий снежный пейзаж горного Цзяннаня» (Цзяннань — историческая область в Китае, занимающая правый берег нижнего течения Янцзы) из восьми пейзажей тушью на бумаге достигла цены молотка 236 миллионов гонконгских долларов ($30,444 млн США).
Год спустя история вновь повторилась: на соло-аукционе Цуй Жучжо, проводившемся Poly Auctions в Гонконге 4 апреля 2016 года полиптих из шести частей «Великие заснеженные горы» 2013 года достиг цены молотка (с учетом комиссии аукционного дома) 306 миллионов гонконгских долларов ($39,577 млн США). Пока что это абсолютный рекорд среди азиатских ныне живущих художников.
Как полагает арт-дилер Джонсон Чан, уже 30 лет работающий с китайским современным искусством, налицо безусловное желание поднять цены на работы этого автора, однако все это происходит на таком ценовом уровне, где опытные коллекционеры вряд ли захотят что-то покупать. «Китайцы хотят поднять рейтинги своих художников, взвинчивая цены на их работы на крупных международных аукционах вроде того, что организовал Poly в Гонконге, однако не стоит сомневаться в том, что эти рейтинги полностью сфабрикованы», — комментирует Джонсон Чан последний рекорд Цуй Жучжо.
Это, конечно, только мнение одного отдельно взятого дилера, а у нас налицо реальный рекорд, записанный во все базы данных. Так что будем с ним считаться. Сам Цуй Жучжо, судя по его высказываниям, далек от скромности Герхарда Рихтера, когда дело касается его аукционных успехов. Похоже, что эта гонка за рекордами его всерьез увлекает. «Я надеюсь, что за ближайшие 5–10 лет цены на мои работы превзойдут цены на работы западных мастеров вроде Пикассо и Ван Гога. Это китайская мечта», — говорит Цуй Жучжо.
5. ДЖАСПЕР ДЖОНС Флаг. 1983. $36 млн
Третье место в рейтинге ныне живущих художников принадлежит американцу Джасперу Джонсу (1930). Текущая рекордная цена для работ Джонса — $36 млн. Столько заплатили за его знаменитый «Флаг» на торгах Christie's 12 ноября 2014 года.
Серия картин «флагов», начатая Джонсом в середине 1950-х годов, сразу после возвращения художника из армии, стала одной из центральных в его творчестве. Художника еще в молодости заинтересовала идея реди-мейда, превращения повседневного объекта в произведение искусства. Однако у Джонса флаги не были настоящими, они были написаны маслом на холсте. Таким образом, произведение искусства приобретало свойства вещи из обычной жизни, оно было в одно и то же время и изображением флага и собственно флагом. Серия работ с флагами принесла Джасперу Джонсу мировую известность. Но не менее популярны и его абстрактные работы. Долгие годы список самых дорогих работ, составленный по вышеприведенным правилам, возглавлял его абстрактный «Фальстарт». До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джонсом в 1959 году, считался обладателем практически недоступной для ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) цены — $17 млн. Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году.
Интересно, что стаж Джаспера Джонса как носителя рекорда не был непрерывным. В 1989 году его перебила работа коллеги по цеху Виллема де Кунинга: двухметровая абстракция «Смешение» была продана на Sotheby's за $20,7 млн. Джасперу Джонсу пришлось подвинуться. Но через 8 лет, в 1997 году, де Кунинг умер, и «Фальстарт» Джонса снова занял первую строчку аукционного рейтинга ныне живущих художников почти на 10 лет.
Но в 2007 году все изменилось. Рекорд «Фальстарта» сначала затмили работы молодых и амбициозных Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. Потом была рекордная продажа за $33,6 млн картины «Спящий инспектор по пособиям» кисти Лусиена Фрейда (ныне уже покойного, а значит, не участвующего в этом рейтинге). Дальше начались рекорды Герхарда Рихтера. В общем, пока что с текущим рекордом в 36 млн Джаспер Джонс, один из мэтров американского послевоенного искусства, работающий на стыке нео-дадаизма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта, находится на почетном третьем месте.
6. ЭД РУШЕЙ Smash. 1963. $30,4 млн
Внезапный успех картины «Smash» кисти американского художника Эдварда Рушея (р. 1937) на торгах Christie’s 12 ноября 2014 вывел этого автора в число самых дорогих ныне живущих художников. Предыдущая рекордная цена на работы Эда Рушея (часто фамилию Ruscha произносят по-русски как «Руша», однако верное произношение — Рушей) составляла «всего» $6,98 млн: столько заплатили за его холст «Горящая бензоколонка» в 2007 году. Семь лет спустя его «Smash» при эстимейте $15–20 млн достиг цены молотка $30,4 млн. Очевидно, что рынок работ этого автора вышел на новый уровень — не зря его работами украшает Белый Дом Барак Обама, а сам Ларри Гагосян выставляет его в своих галереях.
Эд Рушей никогда не стремился в послевоенный Нью-Йорк с его повальным увлечением абстрактным экспрессионизмом. Вместо этого на протяжении более 40 лет он искал вдохновения в Калифорнии, куда переехал из Небраски в возрасте 18 лет. Художник стоял у истоков нового течения в искусстве, получившего название поп-арт. Вместе с Уорхолом, Лихтенштейном, Уэйном Тибо и другими певцами массовой культуры Эдвард Рушей в 1962 году принял участие в выставке «Новое изображение обычных вещей» в Музее Пасадены, ставшей первой музейной экспозицией американского поп-арта. Впрочем, сам Эд Рушей не любит, когда его творчество относят к поп-арту, концептуализму или какому-то другому течению в искусстве.
Его уникальный стиль называют «текстовой живописью». С конца 1950-х Эд Рушей начал рисовать слова. Так же, как для Уорхола произведением искусства стала банка супа, для Эда Рушея таковыми стали обычные слова и фразы, взятые им то ли с рекламного щита или упаковки в супермаркете, то ли из титров кинофильма (Голливуд всегда был у Рушея «под боком», и в отличие от многих коллег-художников Рушей уважал «фабрику грез»). Слова на его полотнах приобретают свойства трехмерных объектов, это настоящие натюрморты из слов. При взгляде на его полотна первым в голову приходит визуальное и звуковое восприятие нарисованного слова, и уже после — смысловое значение. Последнее, как правило, не поддается однозначной дешифровке; выбираемые Рушеем слова и фразы можно трактовать по-разному. То же ярко-желтое слово «Smash» на глубоком синем фоне может восприниматься как агрессивный призыв разбить вдребезги что-то или кого-то; как одинокое прилагательное, вырванное из контекста (часть какого-то газетного заголовка, например), или же просто как отдельное слово, пойманное в урбанистическом потоке визуальных образов. Эд Рушей наслаждается этой неопределенностью. «Я всегда глубоко уважал странные, необъяснимые вещи… Объяснения в каком-то смысле убивают вещь», — сказал он в одном из интервью.
7. КРИСТОФЕР ВУЛ Без названия (RIOT). 1990. $29,93 млн
Американский художник Кристофер Вул (1955) впервые ворвался в рейтинг ныне живущих художников в 2013 году — после продажи работы «Апокалипсис сегодня» за $26,5 млн. Этот рекорд сразу поставил его в один ряд с Джаспером Джонсом и Герхардом Рихтером. Сумма этой исторической сделки — больше $20 млн — удивила многих, поскольку до нее цены на работы художника не превышали $8 млн. Однако бурный рост рынка работ Кристофера Вула к тому моменту был уже налицо: в послужном списке художника было 48 аукционных сделок на суммы свыше $1 млн, причем 22 из них (почти половина) состоялись в 2013 году. Два года спустя количество работ Криса Вула, проданных дороже $1млн, достигло 70, и новый персональный рекорд не заставил себя ждать. На торгах Sotheby’s 12 мая 2015 работа «Без названия (RIOT)» была продана за $29,93 млн с учетом Buyer’s Premium.
Кристофер Вул известен главным образом своими масштабными работами с изображениями черных букв на белых алюминиевых листах. Именно они, как правило, устанавливают рекорды на аукционах. Все это вещи конца 1980-х — начала 1990-х. Как гласит легенда, однажды Вул прогуливался вечером по Нью-Йорку и вдруг увидел на новом белом грузовике граффити черными буквами — слова sex и luv. Это зрелище так его впечатлило, что он тут же вернулся в мастерскую и написал свою версию с этими же словами. На дворе был 1987 год, и дальнейшие поиски художником слов и фраз для своих «буквенных» работ отражают противоречивый дух этого времени. Это и призыв «продай дом, продай машину, продай детей», взятый Вулом из фильма «Апокалипсис сегодня», и слово «FOOL» («дурак») заглавными буквами, и слово «RIOT» («восстание»), часто встречавшееся в газетных заголовках того времени.
Слова и фразы Вул наносил на алюминиевые листы при помощи трафаретов алкидными или эмалевыми красками, намеренно оставляя потеки, следы от трафаретов и другие свидетельства творческого процесса. Слова художник делил так, чтобы зритель не сразу понимал смысл. Поначалу ты видишь только скопление букв, т. е. воспринимаешь слово как визуальный объект, и только потом вчитываешься и расшифровываешь смысл фразы или слова. Вул использовал шрифт, который был в ходу у американских военных после Второй мировой войны, что усиливает впечатление приказа, директивы, лозунга. Эти «буквенные» работы воспринимаются как часть городского ландшафта, как нелегальное граффити, нарушившее чистоту поверхности какого-то уличного объекта. Эта серия работ Кристофера Вула признана одной из вершин лингвистической абстракции, а потому и оценивается столь высоко любителями современного искусства.
8. ПИТЕР ДОЙГ Роуздейл. 1991. $28,81 млн
Британец Питер Дойг (1959), хоть он и относится к поколению постмодернистов Кунса и Херста, избрал для себя вполне традиционный жанр пейзажа, долгое время бывший не в фаворе у передовых художников. Своим творчеством Питер Дойг возрождает угасший было интерес публики к фигуративной живописи. Его работы высоко оценивают как критики, так и неспециалисты, и свидетельство тому — стремительный рост цен на его произведения. Если в начале 1990-х его пейзажи стоили несколько тысяч долларов, то теперь счет идет на миллионы.
Творчество Дойга часто называют магическим реализмом. На основе реальных пейзажей он создает фантазийные, загадочные и зачастую мрачные образы. Художник любит изображать покинутые людьми объекты.
Категория статей
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии