Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom. Владимир Арт   14 февраля 2020

Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться

Dark Side of the Boom
The Excesses of the Art Market in the 21st Century

автор: GeorginaAdam
год издания: 2017
232 страницы
издательство: Lund Humphries, Великобритания
ISBN: 9781848222205

Книга, название которой можно перевести как «Темная сторона ажиотажа: излишества арт-рынка в XIX веке» — вторая монография публициста Джорджины Адам, в прошлом автора колонок о рынке искусства в таких изданиях, как The Art Newspaper и Financial Times. Ее первая книга — «Большие деньги: всплеск арт-рынка в XXI веке» (2014) — была написана на подъеме рынка в условиях роста мировой экономики. Другими словами, наполнена сдержанным скептицизмом: на подъеме выглядеть дорого и привлекательно может каждый. В нынешней работе, вышедшей после начала экономической турбулентности, сквозит скрытое восхищение: арт-рынок все еще сохраняет лицо! Даже если учесть, что бoльшая половина этого лица скрыта под маской, «Темная сторона…» — это не попытка описать изнанку рынка искусства. Он сам и есть изнанка, по мнению Адам.

Джорджина Адам не писала аналитических отчетов, она колумнист. Ее книгу и читаешь как личный блог: единым повествованием, разбитым на смысловые сюжеты. Каждый сюжет — законченный эпизод со своими героями, кульминацией и развязкой. Часто этим эпизодам не хватает места, настолько старательно автор загоняет истории в отведенный размер. Для тех, кто хочет разобраться подробнее, рядом есть ссылки: работа в СМИ приучила Адам к тому, что каждый факт из жизни арт-рынка должен быть подкреплен первоисточником, иначе издание получит повестку в суд. Кстати, судебным делам в книге отдано более половины страниц: около пятидесяти юридических прецедентов показывают рынок искусства лучше, чем упоминание стольких же громких аукционных продаж.

В «Темной стороне…» (кстати, в русском переводе не сразу очевидно, что название обыгрывает альбом Pink Floyd «Обратная сторона Луны» — The Dark Side of the Moon) не будет морализаторства Дона Томпсона или конкретных предложений к действию Адама Бамбергера. Эта книга — для тех, кто нарисовал для себя карандашом структуру арт-рынка и готов раскрашивать ее новыми мегабайтами информации о конкретных событиях и цифрах. Феномен рынка китайского современного искусства, разбирательство Дмитрия Рыболовлева и Ива Бувье, эпатажный японский коллекционер Юсаку Маэдзава и его Баския за $110,5 млн, хранилища, в которых иногда находят украденные шедевры, и родственники, стоящие за подделками, — обо всем этом мы то и дело читаем в СМИ. Но автор превращает читателя-наблюдателя в читателя — участника процесса; пожалуй, в этом главная заслуга книги.

Джорджина Адам не задержалась надолго ни в The Art Newspaper, ни в Financial Times: вполне обычная история для человека, который сводит несколько фактов воедино и подает читателю отличный от официального взгляд на события. Другое дело, что таких людей просто мало.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.