Художник недели: Джейкоб Кассей — звезда поколения до 30 лет. Владимир Арт 27 декабря 2012
В 2011-м он ворвался в топ-30 самых успешных персон искусства и шоу-бизнеса младше 30 лет. Тогда же его аукционные результаты заняли первые 6 (!) строчек в рейтинге самых дорогих работ авторов до 30 лет. В 2012-м Forbes снова признал его успех
На прошлой неделе журнал Forbes опубликовал свой ежегодный список «30 до 30», в котором перечислены самые успешные представители мира искусства и шоу-бизнеса младше 30 лет. Второй год подряд в этот список входит Джейкоб Кассей (Jakob Kassay), чьи работы висят в собраниях авторитетных музеев — например, в Museum of Fine Arts в Бостоне и Museum of Contemporary Art в Чикаго, и выставляются в ведущих галереях США и Европы.
Кроме того, работы Джейкоба Кассея лидируют в списке 2011 года самых высоких аукционных результатов художников до 30 лет по версии artprice.com — и не просто лидируют, а занимают первые шесть (!) мест в этом рейтинге. На первой строчке стоит рекордная для самого автора продажа работы «Без названия» (2009) за 240 000 долларов (цена молотка) на аукционе Phillips в мае 2011 года. В 2012 году художник обновил свой рекорд — на том же Phillips в октябре этого года за его работу «Без названия» (2011) отдали 240 315 долларов (цена молотка).
Джейкоб Кассей — 28-летний художник, чьи аукционные рекорды и внезапная известность слегка озадачивают, ревностно оберегает свою частную жизнь — не имеет аккаунтов в социальных сетях, избегает появления перед публикой, предпочитая давать радиоинтервью или беседовать с журналистами один на один. Даже найти его снимок — не самая простая задача: он избегает журнальных фотопубликаций. Исключение он сделал только для издания своей альма-матер — журнала UBtoday Государственного университета Буффало и журнала Forbes в этом году.
Джейкоб Кассей родился в 1984 году в небольшом городке Льюистоне, штат Нью-Йорк, расположенном недалеко от знаменитых Ниагарских водопадов, в семье Стивена и Ребекки Кассей. Судя по всему, интересоваться искусством он начал довольно рано. В 1999 году 15-летний школьник попал в музей Кастелани при Ниагарском университете (специализирующийся на современном искусстве) с заданием написать об одной из увиденных работ. Позднее Кассей, выбравший тогда работу из фотосерии «Мужчины в городах» (Men in the Cities) Роберта Лонго, вспоминал, что он не знал тогда, кто такой Лонго и что это за серия, но это был момент, когда он увидел произведение.
Кстати, первый долгосрочный арт-проект Кассея — студия Kitchen Distribution — тоже появился «с подачи» учебного задания создать что-нибудь коллективно. Джейкоб с друзьями создали арт-пространство, которое просуществовало два года и в котором появились первые самостоятельные работы Кассея. Существовала и, что важно, работала студия на деньги, которые ее юные организаторы получали в качестве арендной платы от мелких музыкальных коллективов, приезжавших к Ниагарскому водопаду поиграть свою музыку и подзаработать.
Увлечение искусством продолжилось для Кассея в колледже Искусства и наук (College of Arts and Sciences) Университета штата Нью-Йорк в Буффало. В 2005 году Кассей окончил колледж по классу фотографии уже сформировавшимся художником, со своими концепциями и интересами. По его словам, наибольшее влияние на его формирование оказали два профессора Университета — Гари Никард (художник-концептуалист, находящийся в своем творчестве на грани изобразительного искусства и литературы) и профессор фотографии Сильви Беланже, а также Бифф Хенрич, один из самых известных и признанных фотографов в Буффало.
Известно, что Джейкоба вдохновляют работы Роберта Римана и Пьера Сулажа, из художников его поколения ему интереснее всего творчество Мэтта Шеридана Смита, больше всего за время учебы ему запомнилась выставка «Экстремальная абстракция» в Albright-Knox Art Gallery в 2005 году, что в обычной жизни он любит готовить, читать, смотреть фильмы и телевизор, а любимое место отдыха в Буффало — заведение под названием Allen Street Bar and Grill, где всегда темно, интересно и играют классический рок.
Недавно Кассей переехал из Льюисона в Лос-Анджелес, поселился на Венис Бич и устроил там же студию.
Несмотря на то, что самостоятельная творческая карьера Джейкоба Кассея насчитывает только 4 года (в 2008-м он подписал контракт с галереей Eleven Livingston, в 2009-м состоялась его первая персональная выставка), в его творчестве можно проследить некоторые этапы развития и отметить знаковые проекты:
2009 — прошла первая персональная выставка в галерее Eleven Livingston, где были представлены его «серебряные» абстракции без названия студенческих лет.
2010 — состоялись первые крупные продажи в аукционных домах Phillips De Pury, Christie’s, Sotheby’s.
2011 — выставка в Institute of Contemporary Arts в Лондоне, где среди «серебряных» работ появляются холсты, покрытые чистым пигментом.
2011 — инсталляция L&M в Лос-Анджелесе — абстрактный взгляд на балетную студию. В ее состав входят балетный станок, посеребренные холсты, а также несколько маленьких монохромных белых и светло-розовых картин.
Все началось с разговора с моим другом, который работает для оперы в Париже, о том, что добившимся известности предлагают работу с театром. И я подумал: как менее известный художник, скорее всего, я не скоро получу предложение поработать с театром, так что я сделаю свое театральное пространство.
2012 — Масштабная инсталляция No Goal в техасской галерее Power Station, где Кассей проявил себя уже и как художник, и как скульптор. Инсталляция включает в себя масштабное муслиновое полотно «Без названия», несколько абстрактных монохромных картин и объемных абстрактных форм — внутри и снаружи выставочного зала.
При создании своих зеркальных, или «серебряных», работ Кассей использует знания техники фотографии, полученные в колледже. Он наносит на грунтованную поверхность холста широкие горизонтальные мазки акриловой краски и покрывает их серебряной эмульсией — настолько тонким слоем, что результат производит впечатление гальванического покрытия. Не покрытые эмульсией участки холста (как правило, края холста) дополнительно проходят тепловую обработку, чтобы изменить цвет и фактуру грунта, — и за счет этого создается эффект смазанной, нечеткой отражающей поверхности, окруженной темной дымкой. Таким образом, серебряная эмульсия, нанесенная на поверхность, играет двойную роль: с одной стороны, она проявляет (почти как в фотографии) фактуру отражающей поверхности, а с другой — делает саму эту поверхность дополнительной содержательной частью работы, вовлекая ее в своеобразный диалог с окружающим миром, отражая, как искривленное зеркало, и зрителя, который смотрит на нее, и объекты, и пространство вокруг себя. Интересно, что в своих первых работах Кассей делал все наоборот: покрывал серебром только края картины, но эти произведения, по мнению их автора, слишком скульптурно смотрелись на стене.
Несмотря на все внимание автора к отражающей поверхности картины и к тому, что в ней увидит зритель, интересы Кассея, как могло бы показаться, этим не ограничиваются — его интересует картина как объект.
Я стараюсь сделать так, чтобы зритель провел много времени наедине с этим объектом. Может быть, это даст ему время подумать о других вещах — например, о том, чем именно окружающее пространство заставило его обратить на себя внимание. Я воспринимаю картину как данность, как что-то, что смотрится естественно в окружающей среде, потому что я вырос, ходя по музеям и видя там картины. Я не хотел создавать сложный образ, я просто хотел, чтобы картина существовала как самостоятельная вещь, чтобы я мог перемещать ее в пространстве — и от этого впечатление о ней не менялось бы.
Кассей — один из немногих художников, кто открыто говорит о том, насколько важен для него зритель. В стремлении добиться эмоционального отклика Кассей изобретает свои средства — он дополняет монохромные картины (в череде которых появляются работы, поверхность которых покрыта чистым пигментом) пространственными инсталляциями, т. е. создает особое арт-пространство, привнося в него абстрактные минималистические конструкции (деревянные объемные прямоугольники, объемные рамки, обтянутые холстом, и т. п.).
Еще на заре своей известности в одном из интервью он сказал: Создание инсталляций для меня очень важно. Это напоминает мне, что есть вещи, которые можно испытывать только в пространстве. …Меня разочаровывает, как легко фотографии и произведения искусства попадают в Интернет [где они лишаются непосредственного контакта со зрителем]… А инсталляции связаны с пространством вокруг них. Мне интересно, как люди воспринимают мои работы на очень личном уровне.
Вот за это стремление добиться глубинного отклика от зрителя минимальными изобразительными средствами творчество Джейкоба Кассея получило название максимальный минимализм.
Источники: buffalo.edu, powerstationdallas.com, artinamericamagazine.com, ica.org.uk, flashartonline.com, phillipsdepury.com, artprice.com, forbes.com, artinvestment.ru
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.