Художник недели: Сандро Боттичелли. Владимир Арт   06 февраля 2013

Картина «Мадонна с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем» Сандро Боттичелли, она же «Мадонна Рокфеллера», на днях установила ценовой рекорд — 10,4 миллиона долларов на торгах Christie’s. Это обстоятельство определило имя «художника недели»

Картина «Мадонна с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем» Сандро Боттичелли, она же «Мадонна Рокфеллера», на днях установила ценовой рекорд — 10,4 миллиона долларов на торгах Christie’s. Это обстоятельство определило имя «художника недели» — последний из великих мастеров Кватроченто и предшественник эпохи Высокого Возрождения Сандро Боттичелли.

Если верить Вазари (наиболее близкому по времени к Боттичелли и информированному исследователю), Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, прозванный Боттичелли, родился в 1445 году в семье флорентийского кожевника Мариано Филипепи. Известно, что Боттичелли был младшим из четырех братьев. Первое документальное свидетельство о нем относится к 1458 году, когда его отец, Мариано Филипепи, указал в налоговом кадастре Флоренции, что у него четыре сына — Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро, и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный».

От Вазари также нам известно, что будущий художник был «тщательно воспитан и обучен всему, чему было принято в ту пору обучать мальчиков, прежде чем отдать их в мастерские».

Подростком Сандро был отправлен подмастерьем в ювелирную мастерскую, по одним данным, своего старшего брата Антонио, по другим — некоего мастера по имени Ботаччо, с которым Вазари связывает прозвище художника. (Есть позднейшие предположения, что прозвище Боттичелли (бочонок, в переводе с итальянского) Сандро и его брат Джованни получили благодаря упитанной фигуре одного из них).

Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую художника Фра Филиппо Липпи, монаха-кармелита из обители Кармине, одного из самых известных в то время художников Флоренции. Помимо своего творчества, наставник юного Боттичелли прославился романом с послушницей Лукрецией Бутти, которую он выкрал из монастыря, женился на ней и впоследствии сделал моделью для своих многочисленных и очень популярных «мадонн». Достоверно не известно, какие отношения сложились между Боттичелли и его первым учителем. Мы можем предположить, что хорошие — учитывая как влияние, которое оказал Филиппо Липпи на становление живописной манеры и идеала красоты своего ученика (высвеченный, пастельный колорит, светлые волосы, светящаяся кожа, поворот головы в три четверти), так и то, что много лет спустя Боттичелли станет учителем сына Филиппо и Лукреции, Филиппино Липпи. Боттичелли покинул мастерскую Филиппо Липпи в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.

Известно, что какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккьо, где, возможно, встречался с молодым Леонардо да Винчи, который был младше его на семь лет и проходил обучение у Верроккьо в то же время. Влияние Андреа Верроккьо вылилось у Боттичелли в увлечение анатомически точной передачей человеческой фигуры в сильном движении, особенно в ранних работах.

Около 1470 года Боттичелли открывает свою мастерскую и начинает принимать первые заказы. В 1475 году он создает свою первую значительную работу, с которой входит в круг двора Лоренцо Медичи Великолепного — картину «Поклонение волхвов». Картина была заказана бывшим менялой Гуаспарре ди Джаноби дель Лама, нуворишем, не принятым флорентийской знатью. Чтобы прославиться и обрести вес в обществе, Гуаспарре (чье имя в другом прочтении Каспар — носил один из новозаветных волхвов, что и определило сюжет заказанной картины) вкладывает огромные деньги в строительство семейной капеллы в церкви Санта Мария Нуово и заказывает алтарную роспись набирающему популярность Боттичелли. Помимо заказчика, среди персонажей картины Боттичелли изображает наиболее влиятельных представителей семьи Медичи и себя — стоящим крайним справа. Так что эта работа не только первый крупный заказ, но и первый автопортрет мастера.

Попадая в круг Медичи, Сандро усваивает и его философские и эстетические идеалы: он проникается идеями неоплатонизма — желанием выйти за рамки природы (или пространства) и истории (или времени) — и принимает отношение к античности как к золотому (идеальному) веку человечества. Отсюда — в его живописи рядом с религиозными появляются античные мифологические мотивы.

В 1478 году по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, дальнего родственника Лоренцо Великолепного, Боттичелли пишет один из своих известнейших шедевров — «Весну» («Primavera»). Точный смысл картины остается предметом споров по сей день, хотя персонажи ее идентифицируются без труда. В этой работе замешано все, что интересовало художника в тот момент, — античное искусство и мифология (миф о Флоре), знание античной скульптуры (или зарисовок с нее, что прослеживается в композиции произведения и постановке фигур), неоплатоновское учение о душе как идеале (если принять во внимание версию о том, что центральная фигура картины — образ умершей невесты заказчика картины (она — единственная, кто движется в картине не по направлению к зрителю, а от него), воплотившейся в идеале — сродни Дантевской Беатриче). К тому же «Весна» являет собой один из первых примеров чувства контура, которое расцветет в полную силу в графике и поздних живописных работах Боттичелли.

В 1481–1482 годах Лоренцо Медичи отправляет Боттичелли, наряду с другими флорентийскими мастерами, в Рим, где он получает свой крупнейший заказ от папы римского Сикста IV на роспись капеллы (которую в дальнейшем назовут Сикстинской, по имени папы). Программу росписи составили сцены Ветхого и Нового Завета из жизни Моисея и Иисуса Христа. Кисти Боттичелли принадлежат три фрески, описывающие историю Моисея (смотрите на те, где есть архитектура, — говорят сегодня гиды в Сикстинской капелле, желая обратить внимание туристов на творчество Боттичелли) и воплотившие в себе все то, что Боттичелли взял от Возрождения, — сложную световоздушную и линейную перспективу, внимание к техническим и архитектурным деталям.

В 1482 году Боттичелли возвращается во Флоренцию и в течение следующего десятилетия пишет картины в основном на мифологические и религиозные темы. В 1484-м появляется его самая известная картина — «Рождение Венеры». Написанная темперой по холсту, она предназначалась для украшения загородной виллы Медичи и впервые изображала мифологические фигуры в натуральную величину, подражая античной скульптуре. Полотно вновь обращает зрителя к идеям неоплатонизма, верный которым художник видит в рождении Венеры — рождение души, идеала, каким его представляли в XV столетии. Венера на полотне Боттичелли являет собой и эталон женской красоты XV века — длинные светлые волосы, бледная, светящаяся кожа, миндалевидные глаза, вытянутое лицо, худощавая фигура; черты идеала, обозначенные еще Симоне Мартини в XIV веке, сформулированы в «мадоннах» Филиппо Липпи и здесь доведены до совершенства.

В 1480-х годах Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» («Величание Мадонны») — одну из своих самых известных при жизни работ на религиозную тему в виде весьма сложного композиционно тондо. Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты: благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму, картина производит впечатление написанной на выпуклой поверхности. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин (в основном «мадонн»), выполнявшиеся учениками художника по его рисункам и картонам. «Мадонна Магнификат» вошла в число наиболее копируемых и популярных сразу после написания — редкий случай в истории живописи.

К концу XV века жизнь и мировоззрение Боттичелли претерпели кардинальные изменения. В 1500 году в Европе ждали конца света, и уже с конца 1480-х во Флоренции проповедовал монах-доминиканец Джироламо Савонарола, предсказывающий скорое наступление апокалипсиса и призывавший к всеобщему смирению, отказу от власти и имущества и покаянию. В какой-то момент влияние его было настолько сильно, что семейству Медичи пришлось спасаться из Флоренции бегством, а на всех главных площадях города зажглись «костры тщеславия», в которых люди, отрекаясь от бренного мира, жгли все, что могло быть сочтено предметом развлечения или орудием греха, — музыкальные инструменты, книги, предметы роскоши, картины и пр. Вазари пишет, что одним из этих людей был и Сандро Боттичелли, которого идеи Савонаролы подвигли к тому, чтобы своими руками бросить свои картины в огонь.

Казнь Савонаролы на площади Синьории 23 мая 1498 года стала страшным ударом для художника.

В 1500 году он пишет одну из своих самых мрачных и единственную подписанную картину — «Мистическое Рождество». В верхней части картины сделана надпись по-гречески «Эта картина была написана мной, Александро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи, и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине». В этой работе Боттичелли прибегает к символике масштабных соотношений, увеличивая фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, и к символике деталей — ветви мира, надписи на лентах, венки. Здесь мы не видим тонких оттенков и безмятежных античных персонажей — художник ставит на первое место экспрессивную суть образа, которая становится важнее для него, чем идеальные пропорции и совершенство фигур.

Пламенные проповеди монаха Савонаролы сделали свое дело. В последние годы жизни Боттичелли уже почти ничего не писал. По словам Вазари, он «отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду». Последнее появление его в истории искусств относится 1504 году, когда Боттичелли участвовал в работе группы художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело во Флоренции. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, среди их многочисленных потомков. Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в мае 1510 года и 17 числа был похоронен на кладбище церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции.

Творчество Боттичелли со временем было забыто, второе его открытие принадлежит Джону Рёскину, теоретику истории искусств, крупнейшему представителю английской художественной критики XIX века, и группе художников-прерафаэлитов.

Сегодня имя Сандро Боттичелли упоминается в одном ряду с Леонардо да Винчи, Рафаэлем Санти, Микеланджело Буонаротти. Его «Весна» — одно из самых тиражируемых произведений в мире (наряду с «Поцелуем» Климта и «Джокондой» да Винчи), а его произведениями в своих коллекциях по праву гордятся крупнейшие художественные музеи мира — в их числе Галерея Уффици, Лувр, Эрмитаж и др.

Стоит отметить, что сегодня высоко ценятся не только мифологические и религиозные сюжеты кисти Боттичелли. Так, в 2007 году на аукционе Sotheby’s был продан «Портрет женщины в профиль», установивший ценовой рекорд для светской живописи художника.

Вообще, редкая удача для аукционного дома — заполучить работу Сандро Боттичелли в каталог. Каждая продажа произведения такого уровня — событие большого значения. За последние 20 лет на аукционах появилось всего 13 картин Боттичелли (о последней, рекордной, продаже упоминалось выше), каждая из которых привлекала пристальное внимание мирового арт-сообщества.

Источники:
1. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. М.: Азбука-классика, 2004.
2. Дж. К. Арган. История итальянского искусства. М. : Радуга, 2000.
3. Искусство итальянского Ренессанса: Антология / Под ред. Р. Томана. Кёльн: Изд-во Konemann, 2001.
4. bottichelli.infoall.info
5. artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.