Самые дорогие скульптуры мира. Рейтинг. Владимир Арт 16 ноября 2017
Бытует мнение, что скульптуры всегда дешевле, чем картины… Это не так. Трехмерные произведения тоже способны приносить просто сногсшибательные суммы!
Принято считать, что самые крупные сделки на арт-рынке заключаются при продаже картин. Как правило, так оно и есть, однако из всякого правила есть исключения. Трехмерные произведения, в частности скульптуры и инсталляции, тоже уверенно бьют ценовые рекорды. Приводимый ниже список самой дорогой скульптуры по большей части опирается на проверяемые аукционные продажи, как это у нас обычно принято. Но на этот раз мы все же сделали два исключения, добавив в список платиновый череп «За любовь Господа» работы Дэмиана Херста и «Три грации» Антонио Кановы. Пусть сделки прошли не на аукционах, но тем не менее стали публичными и точно не остались незамеченными арт-рынком.
Аукционные результаты даны с учетом комиссии покупателя Buyer’s Premium. Для удобства мы перевели их (а также эстимейты) в доллары США по курсу на дату продажи, и уже по этим цифрам определяли места в рейтинге. Как и в других наших рейтингах, отбор велся по принципу «один автор — одна работа». Конечно, продаж на десятки миллионов долларов у Джакометти, Брынкуши или, скажем, Кунса было больше одной, и мы по возможности постараемся упомянуть все самые значимые. При этом, сохраняя за каждым скульптором только одно место в списке, мы смогли включить в него гораздо больше имен и интересных аукционных сделок.
1. АЛЬБЕРТО ДЖАКОМЕТТИ Указывающий человек. 1947. $141,7 млн
Альберто Джакометти — самый высоко оцениваемый (в буквальном смысле) классик мировой скульптуры. Его иссохшие, почти бесплотные фигуры, символизирующие отчужденность и одиночество человека в современном мире, неизменно достигают высоких цен на аукционных торгах. Некоторое время Джакометти даже обгонял всех живописцев вместе взятых: 3 февраля 2010 года скульптура «Идущий человек I» была продана за ?65 млн ($104,3 млн). Это, кстати, был первый в мире аукционный лот, преодолевший порог в $100 млн.
Более пяти лет спустя скульптура «Указывающий человек» 1947 года достигла новых аукционных высот — цена молотка с учетом комиссии составила $141,7 млн. Это рекорд не только для Джакометти, но и для всего рынка скульптуры.
Скульптура «Указывающий человек» была задумана и исполнена Джакометти в 1947 году всего за одну ночь. Как рассказал скульптор своему биографу, через несколько месяцев в Нью-Йорке должна была открыться его первая за 15 лет творческой деятельности персональная выставка. Сроки поджимали, и в одну октябрьскую ночь он вылепил первую гипсовую модель. С нее было сделано шесть отливок и один авторский экземпляр. На последовавшей в январе 1948 года выставке «Указывающий человек» занял центральное место в экспозиции наряду с «Идущим человеком» и «Стоящей женщиной». Выставка произвела фурор, Джакометти вмиг стал звездой нью-йоркской послевоенной арт-сцены.
Сегодня скульптура «Указывающий человек» есть в коллекциях МоМА, Тейт Модерн и еще двух музеев. Оставшиеся три экземпляра принадлежат частным коллекциям и собраниям фондов. Тот экземпляр, что был выставлен на торги, предположительно, единственный раскрашенный вручную самим Джакометти. В 1953-м он был куплен в галерее Пьера Матисса известными коллекционерами Фредом и Флоренс Олсен. С 1970 года скульптура принадлежала одной частной коллекции, из которой и была впервые в истории выставлена на торги. Как рассказали организаторы, они предлагали владельцу гарантию, однако он отказался, сказав, что если вещь останется непроданной, то он оставит ее себе. «Он, возможно, немного расстроился, что ее действительно купили», — прокомментировал представитель Christie’s.
2. ДЭМИЕН ХЕРСТ За любовь Господа. 2006. $100 млн
Платиновый череп, инкрустированный бриллиантами, работы Дэмиена Херста (Damien Hirst) формально на аукционе не продавался, поэтому и в нашем рейтинге присутствовать не должен. Но обойти молчанием сделку, которая, случись она на открытых торгах, заняла бы 2-е место в ценовом рейтинге самой дорогой скульптуры в мире, тоже было бы неправильно. Весной 2007 года Херст задумал сделать череп самым дорогим произведением ныне живущего художника и выставил на продажу в галерее White Cube с ценником ?50 млн ($100 млн). Но вдруг нагрянул ипотечный кризис в США, и потенциальные покупатели решили придержать свои миллионы при себе. Череп из платины с алмазами в итоге купила группа инвесторов, в состав которой входили сам Херст и его менеджер Фрэнк Данфи (Frank Dunphy). Они решили, что если в течение восьми лет никто не выразит желание приобрести предмет в частном порядке, то он пойдет с молотка. А пока череп радует посетителей амстердамского Rijksmuseum.
Результаты открытых торгов с участием трехмерных шедевров Херста, конечно, далеки от 100 миллионов за череп, купленный в частной сделке, однако весьма внушительны. Чего стоит хотя бы инсталляция «Сонная весна», представляющая собой тоненький прозрачный шкафчик, в котором лежат более шести тысяч разноцветных таблеток. Работу купил шейх Хамад бин Халифа аль-Тани, эмир Катара, за $19,21 млн на торгах Sotheby’s 21 июня 2007 года.
Третья работа Херста, которую мы здесь упомянем, это инсталляция «Золотой телец» — самая впечатляющая более чем из двухсот работ, которые были выставлены на персональные торги художника «В моей голове я буду прекрасен вечно» (Beautiful Inside My Head Forever). Вечерний аукцион, на котором инсталляция была продана за $18,66 млн, состоялся 15 сентября 2008 года. «Золотой телец» представляет собой чучело быка, помещенное в формальдегид. Рога животного украшает золотой диск. Выставлять чучела в формальдегиде и давать им торжественные, иногда взятые из Библии названия еще один «фирменный» трюк Херста. Именно за подобную работу он в 1995 году получил престижную Премию Тёрнера.
3. ДЖЕФФ КУНС Кролик. 1986. $91,075 млн
Чем дольше наблюдаешь за аукционной карьерой Джеффа Кунса (1955), тем больше убеждаешься в том, что для поп-арта нет ничего невозможного. Можно восторгаться скульптурами Кунса в виде игрушек из воздушных шаров, а можно считать их кичем и безвкусицей — ваше право. Одного отрицать нельзя: инсталляции Джеффа Кунса стоят сумасшедших денег.
Джефф Кунс начал свой путь к славе самого успешного в мире ныне живущего художника в далеком 2007 году, когда его гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена за $23,6 млн на торгах Sotheby's. Работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука). Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, произведение ювелирного искусства. Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2,7 м весит 1 600 кг), но зато имеет сходное назначение. На производство композиции с сердцем, покрытым десятью слоями краски, было затрачено свыше шести с половиной тысяч часов. В итоге за эффектное «украшение» заплатили гигантские деньги.
Дальше была продажа «Цветка из воздушного шарика» пурпурного цвета за ?12,92 млн ($25,8 млн) на лондонских торгах Christie’s 30 июня 2008 года. Интересно, что семью годами ранее предыдущие владельцы «Цветка» приобрели работу за $1,1 млн. Несложно подсчитать, что за это время ее рыночная цена выросла почти в 25 раз.
Спад на арт-рынке 2008–2009 годов дал скептикам повод позлословить о том, что мода на Кунса прошла. Но они ошиблись: вместе с арт-рынком возродился и интерес к работам Кунса. Преемник Энди Уорхола на троне короля поп-арта обновил свой персональный рекорд в ноябре 2012 года продажей на Christie’s разноцветной скульптуры «Тюльпаны» из серии «Торжество» за $33,7 млн с учетом комиссии.
Но «Тюльпаны» были «цветочками» в прямом и переносном смысле. Всего через год, в ноябре 2013 года, последовала продажа скульптуры из нержавеющей стали «Собака из воздушных шаров (оранжевая)»: цена молотка составила аж $58,4 млн! Баснословная сумма для ныне живущего художника. Произведение современного автора продали по цене картины Ван Гога или Пикассо. Вот это были уже ягодки…
С этим результатом Кунс на несколько лет воцарился на вершине рейтинга ныне живущих художников. В ноябре 2018 года его ненадолго превзошел Дэвид Хокни (смотрите вторую строчку нашего рейтинга). Но всего через полгода все вернулось на круги своя: 15 мая 2019 года в Нью-Йорке на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s на продажу выставили хрестоматийную для Кунса скульптуру 1986 года — серебристого «Кролика» из нержавеющей стали, имитирующего воздушный шарик подобной формы.
Всего таких скульптур Кунс создал 3 шутки плюс один авторский экземпляр. На торги попал экземпляр «Кролика» под номером 2 — из коллекции культового издателя Сая Ньюхауса, совладельца издательского дома Conde Nast (журналы Vogue, Vanity Fair, Glamour, GQ и др.). Серебристый «Кролик» был куплен «отцом гламура» Саем Ньюхаусом в 1992 году за внушительную по меркам тех лет сумму — 1 миллион долларов. Спустя 27 лет в борьбе 10 биддеров цена молотка скульптуры 80-кратно превысила предыдущую цену продажи. А с учетом комиссии Buyer’s Premium итоговый результат составил рекордные для всех ныне живущих художников $ 91,075 млн.
4. $71 млн. Константин Брынкуши. Изысканная девушка (Портрет Нэнси Кунард). Замысел 1928. Отливка 1932
Бедный крестьянский сын, пешком пришедший из Румынии в Париж, где ему суждено было стать пионером современной авангардной скульптуры, — так в двух словах можно представить одного из величайших скульпторов ХХ века Константина Брынкуши (в Париже он стал зваться на французский манер Бранкузи). Константин Брынкуши (1876–1957), пришедший в Париж в 1904 году и проживший в этом городе большую часть своей жизни, никогда не стеснялся своего простого происхождения, а даже, напротив, гордился им и всячески поддерживал легенду о самом себе: ходил в традиционной одежде румынских крестьян даже на официальные приемы, а свою мастерскую на окраине Монпарнаса превратил в подобие румынского дома с вырезанной вручную мебелью и очагом, в котором на скульпторской железной спице жарил мясо.
Талант скульптора проснулся в Константине, еще когда он работал посыльным в румынском городе Крайове. В свободное время Брынкуши начал вырезать фигурки из дерева и однажды, как гласит легенда, смастерил из подручных материалов скрипку, так впечатлившую местного промышленника, что тот отдал его на обучение в художественную школу Крайовы. Потом талантливый крестьянин учился в Школе изящных искусства в Бухаресте, а в Париже совсем недолго проработал в мастерской Родена, откуда ушел со словами «Ничто не вырастет в тени больших деревьев». Но даже этот недолгий опыт работы с Роденом, безусловно, оказал влияние на становление Брынкуши-скульптора — одна из первых значимых его работ называлась, по аналогии с роденовским шедевром, «Поцелуй» (1907–1908). Только это был совсем другой «Поцелуй»: Брынкуши ушел от реализма в сторону упрощенных, геометризированных форм; фигуры влюбленных, вытесанные из единого куска камня, почти квадратные, со схематичной прорисью волос, глаз, губ.
С «Поцелуя» Брынкуши многие отсчитывают историю современной абстрактной скульптуры. Хотя сам автор никогда не считал свои работы абстрактными. Доводя до совершенства свои излюбленные формы из камня, мрамора, бронзы, дерева (Брынкуши раз за разом возвращался к своим сериям «Поцелуй», «Голова музы», «Птица в пространстве», «Бесконечная колонна» и др.), скульптор стремился не буквально отобразить внешний вид предмета или человека, животного, но передать его идею, внутреннюю суть. Через отполированные до блеска формы Брынкуши хотел выразить некую фундаментальную, скрытую природу вещей. Работы румынского скульптора являют собой удивительный сплав древнейшего, архаического искусства, пропитанного мифами и легендами, с современными автору авангардными идеями.
Самая дорогая на сегодняшний день скульптура Константина Брынкуши — бронзовая «Изысканная девушка (Портрет Нэнси Кунард)» (замысел 1928; отливка 1932). На вечерних торгах импрессионистов и модернистов 15 мая 2018 года эту работу купили за $71 млн с учетом комиссии. Нэнси Кунард — писательница, политический активист и одна из любимых муз художников, поэтов и писателей 1920-х, включая Тристана Тцару, Эрнеста Хемингуэя, Ман Рэя, Луи Арагона, Джеймса Джойса и др. Нэнси Кунард была знакома с Константином Брынкуши, бывала в его мастерской, но никогда специально ему не позировала. О том, что Брынкуши создал скульптуру, носящую её имя, она узнала много лет спустя. Первая версия работы под названием «La jeune fille sophistiquee ( Portrait de Nancy Cunard)» была выполнена Брынкуши из дерева в 1925–1927 гг. В 1928 году он задумал выполнить портрет Нэнси Кунард в бронзе. В 1932 году сам Брынкуши отлил ее по гипсовой форме в единственном экземпляре и тщательно отполировал. В обобщенных, полуабстрактных формах скульптор изобразил на тонкой шее голову Нэнси с волосами, собранными на затылке в пучок сложной формы. Возможно, форма прически отсылает к манере Кунард подкручивать пряди у лица. Брынкуши в одной скульптуре, сочетающей прямые линии и женственные изгибы, плавные и в то же время изломанные, закрученные формы, хотел передать противоречивую красоту одной из главных муз «ревущих двадцатых». И это румынскому гению, безусловно, удалось.
5. АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ Голова. 1911–1912. $70,7 млн
«Голова» Модильяни — посланник той эпохи, которая по новаторству в области формы является одной из ключевых в истории искусства. Нарочито «примитивная», но в то же время элегантная, эта скульптура служит превосходной иллюстрацией того огромного влияния, которое оказало на модернизм искусство Африки. Амедео Модильяни очень серьезно относился к скульптуре. Современница вспоминает, что он любил делать скульптуры чуть ли не больше, чем картины, и занимался бы только ими, если бы у него были деньги на соответствующие материалы. Модильяни был приверженцем скульптуры, вырезанной из цельного куска камня; отливок по гипсовым формам он не признавал. В обретении навыков скульптора ему помогал Константин Брынкуши. В период создания серии скульптур «Головы» он был близок с Анной Ахматовой, и в этих изваяниях эксперты видят ее черты.
Оригинальные скульптуры Амедео Модильяни чрезвычайно редки на аукционных торгах (правда, на французских аукционах за несколько десятков тысяч евро часто предлагаются отлитые уже после смерти художника бронзовые экземпляры, но, как мы помним, сам Модильяни работал исключительно в камне). На сегодняшний день известно всего 27 скульптур художника, и из них не более десяти остаются в частных руках. В предыдущий раз одна из «Голов» Модильяни появлялась на торгах в 2010 году в Париже и была продана почти за $53 млн. На торги Sotheby’s 4 ноября 2014 года попала «Голова», датируемая 1911–1912 годами. В результате борьбы трех претендентов цена молотка взлетела до $70,7 млн.
6. Неизвестный автор. Львица Гуэннола. Ок. 3000–2800 до н. э. $57,2 млн
Эта крохотная, высотой всего чуть более восьми (!) сантиметров, скульптура была создана около 5 тысяч лет назад в древней Месопотамии. Фигурку нашли в Ираке, неподалеку от Багдада. Сложно поверить, но она является ровесницей колеса, денег и первых в мире больших городов! Малышка львица провела почти 60 лет в коллекции Аластера Брэдли Мартина (Alastair Bradley Martin), пока в 2007 году ее не решили выставить на аукцион. На Sotheby’s скульптура превысила эстимейт в три раза и стала самым дорогим произведением древнего искусства в истории.
7. АНРИ МАТИСС Обнаженная со спины IV. 1930, отлита в 1978. $48,8 млн
Еще одно скульптурное произведение, проданное за крупную сумму в 2010 году, — монументальный рельеф Матисса «Обнаженная со спины IV». Как и «Идущий человек I» Джакометти, работа не уникальная, более того (в отличие от скульптуры Джакометти), отлитая уже после смерти художника. Как оказалось, это не имеет значения, если речь идет о шедевре мирового уровня, другие экземпляры которого демонстрируются в галерее Тейт, Центре Помпиду и МоМА. Всего таких скульптур было отлито двенадцать, в частных руках на сегодняшний день находятся всего две. До аукциона Christie’s 3 ноября ни один из этих колоссов на торги не выставлялся.
8. ГЕНРИ МУР Полулежащая фигура. Фестиваль. 1951. $33,1 млн
Созданная по заказу Совета по изобразительному искусству к Британскому фестивалю 1951 года, скульптура Генри Мура «Полулежащая фигура. Фестиваль» в феврале 2012-го установила рекорд для его скульптуры — ?19,1 млн ($30,1 млн). Эту продажу можно было назвать настоящим прорывом. Во-первых, эстимейт был превышен втрое (до продажи на Christie's фестивальной «Полулежащей фигуры» произведения Мура уходили максимум за $7–8 млн). А во-вторых, с этим рекордом Мур сразу стал вторым в тройке самых дорогих британских художников XX века (на первом месте — Френсис Бэкон; на третьем — Лусиен Фрейд).
Всего Генри Мур сделал пять отливок и один авторский экземпляр «Полулежащей фигуры» для Британского фестиваля. И вот четыре года спустя на торгах Christie‘s 30 июня 2016 года результат другой отливки «Полулежащей фигуры» на $3 млн превзошел прежний рекорд: цена с учетом Buyer’s Premium составила $33,1 млн (оценка $20–26,7 млн).
Работы Генри Мура (1898–1986) были высоко оценены еще при жизни скульптора. Своеобразным ценовым пиком стала отметка в $1,2 млн, достигнутая в 1982 году. Пережив спад 1990-х, рынок произведений Мура в 2000-х стал восстанавливаться, а особенно активно расти в цене работы классика модернистской скульптуры начали с 2007 года. И, как мы видим по обновляющимся рекордам, настоящий рост на рынке произведений британского скульптора, похоже, только начинается.
9. ПОЛЬ ГОГЕН Тереза. Ок. 1902–1903. $30,96 млн
На торгах Christie’s в ноябре 2015 года скульптура Поля Гогена «Therese» («Тереза») из красного тропического дерева теспезия была продана за рекордные для скульптур художника $30,96 млн (оценка $18–25 млн). «Тереза» оказалась почти втрое дороже «Юной таитянки» ($11,28 млн) — своей предшественницы на вершине рейтинга гогеновской скульптуры. Между тем и «Терезе» до ценовых рейтингов живописи Гогена пока еще не дотянуться: зимой 2015 года прошла новость о том, что живописное полотно кисти Гогена «Когда ты выйдешь замуж» продали в частной сделке за $300 млн.
История создания «Терезы» очень занимательна. В 1901 году Поль Гоген в поисках очередного земного рая высадился на острове Хива-Оа архипелага Маркизские острова. После продолжительного таитянского периода ему хотелось поселиться в глуши, где власть колониальной Франции чувствуется меньше, а жизнь дешевле. Однако оказалось, что все свободные участки земли на острове находятся в управлении католической церкви. Гоген, несмотря на свои антиклерикальные взгляды, в течение какого-то времени исправно посещал мессы, чем убедил главу католической миссии отца Мартина в своей благонадежности. Но стоило только художнику получить землю, как он тут же оставил визиты в церковь, а на своей земле построил дом, получивший название «Maison du Jouir» — «Дом удовольствий». Дом со стенами из бамбука и крышей из пальмовых листьев был украшен изящными вещами ручной гогеновской работы — мебелью, посудой и как минимум восемью скульптурами. «Тереза» — одна из двух сохранившихся скульптур «Дома удовольствий». Художник вел в этом доме отнюдь не целомудренную жизнь, чем превратил отца Мартина в своего злейшего врага. Последний сделал Гогена предметом своих церковных проповедей. Художник ответил тем, что вырезал из дерева две скульптуры и установил их снаружи своего дома. Это были отец Мартин в образе дьявола (скульптура «Pere Paillard» — «Отец блуда» — сейчас хранится в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне) и местная девушка Тереза. На острове ходили упорные слухи (которым с радостью поверил Гоген) о том, что эти двое были любовниками. Разгневанный священник попытался изъять скульптуры под предлогом невыплаченных Гогеном налогов. Однако, когда конфискованные работы выставили на аукцион, художник сам их и выкупил и снова поставил перед «Домом удовольствий». Там они простояли вплоть до смерти Гогена в 1903 году. Позднее история их разделила, однако «Therese» и «Pere Paillard» как скульптурная пара признавались и признаются художниками и критиками авангарда одной из вершин модернистской скульптуры.
10. ВИЛЛЕМ ДЕ КУНИНГ Искатель моллюсков. 1972. $29,28 млн
Бронзовая скульптура Виллема де Кунинга «Искатель моллюсков» на торгах Christie’s 12 ноября 2014 года была продана за рекордные для скульптуры автора $29,28 млн. Де Кунинг занимался скульптурой с 1969 по 1974 год и создал за это время не более 25 трехмерных работ. Скульптура «Искатель моллюсков» считается одной из лучших. Известно всего десять ее отливок, из которых три — авторские. Другие копии хранятся, в частности, в Центре Помпиду, Стеделийк-музее, Музее Уитни.
Представленная на торги бронзовая скульптура — первая авторская отливка. На протяжении сорока лет она «охраняла» вход в мастерскую Де Кунинга в Спрингсе (Нью-Йорк). В фигуре искателя моллюсков есть многое и от самого художника, родившегося в приморском городе Роттердаме. Не покидавшая семейной коллекции с момента своего создания скульптура «Искатель моллюсков» была выставлена на торги внучками Виллема Де Кунинга.
11. ПАБЛО ПИКАССО Голова женщины (Дора Маар). 1941. $29,2 миллиона долларов
Невозможно представить себе список «самых-самых» на арт-рынке без Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Он, в частности, занимает второе место в рейтинге Top-10 мировых художников ARTinvestment.RU. Скульптура возлюбленной художника Доры Маар (Dora Maar) с пухлыми щечками была отлита в двух экземплярах. В рекордном для арт-рынка 2007 году работа стала самой дорогой скульптурой в мире, но это гордое звание она носила недолго: меньше чем через месяц «Дору Маар» потеснила с верхней ступени пьедестала «Львица Гуэннола».
12. Неизвестный автор. Артемида с ланью. I век до н. э. — I век н. э. $28,6 млн
Скульптура удивительно хорошо сохранилась. На аукционе Sotheby’s за нее разгорелась самая настоящая «война ставок»: сначала двое потенциальных покупателей «выдохлись» на отметке $12 млн, потом в игру включился третий, и цена скульптуры за десять минут поднялась до $28 млн, превысив верхний эстимейт в четыре раза. Так «Артемида с ланью» стала самым дорогим произведением античного искусства.
13. ЛУИЗ БУРЖУА Паучиха. 1997. $28,16 млн
Первая женщина-скульптор в нашем рейтинге — это, конечно же, Луиз Буржуа. Величайшая фигура в истории искусства, Луиз Буржуа дожила почти до ста лет и за свою долгую жизнь попробовала свои силы практически во всех основных художественных направлениях ХХ века — кубизме, футуризме, сюрреализме, конструктивизме и абстракционизме. Буржуа уникальна этой своей разносторонностью. Ее скульптуры, часто столь различные по внешнему виду и материалу, тем не менее, несут общую смысловую нагрузку. Ключевая тема ее творчества — детские воспоминания и пережитая в юном возрасте моральная травма, в том числе из-за измен отца матери.
Один из излюбленных образов в творчестве Буржуа — пауки. Автор отнюдь не страдала арахнофобией, как многим могло бы показаться. Для скульптора паук, точнее, паучиха была особым символом — символом матери. Как говорила о своей матери сама Буржуа, «она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паучиха. И она умела защитить себя». К тому же у нее был свой гобеленовый салон, так что сравнение с ткачихой-паучихой кажется еще более емким. Гигантские бронзовые скульптуры паучих Луиз Буржуа одна за другой бьют рекорды на аукционных площадках. Последней рекордсменкой стала 7-метровая «Паучиха», которую продали на торгах Christie's 10 ноября 2015 года за $28,16 млн.
14. АДРИАН ДЕ ВРИС. Вакхическая фигура, держащая земной шар. 1626. $27,9 млн
Бронзовых статуй знаменитого нидерландского скульптора XVII века Адриана де Вриса до недавнего времени в стране его рождения не было. Всему виной творческая биография мастера, работавшего в основном вдали от родины — например, в Праге и Аугсбурге. Очень популярный при жизни скульптор после смерти был забыт, а его произведения были рассеяны по миру. Заслуженное признание начало возвращаться к нему с конца XIX века, когда в Швеции был опубликован список его бронзовых изваяний; и в ХХ веке ряд исследователей вновь обратили внимание любителей искусства на «нидерландского Микеланджело». В 1989 году его скульптура «Танцующий фавн» была продана втрое дороже эстимейта — за ?6,82 млн ($11 млн). В течение целых 25 лет это была рекордная цена для работ Адриана де Вриса, что не удивительно, поскольку скульптуры Де Вриса крайне редко попадают на открытые торги. Последнее такое событие произошло в декабре 2014 года. Бронзовая «Вакхическая фигура, держащая земной шар» была куплена на торгах Christie’s за $27,9 млн. Скульптуру вырвал в борьбе у трех конкурентов амстердамский Рейксмузеум, которому оказали материальную поддержку в покупке многочисленные фонды и частные спонсоры. Наконец, и у Нидерландов появился свой Адриан де Врис.
Насчет сюжета этой скульптуры существует много гипотез. С одной стороны, у мифологического персонажа имеются явные признаки Вакха (Диониса) — венок из виноградных листьев в волосах, увитое виноградной лозой дерево у его ног и свирель. С другой стороны, персонаж держит над головой земной шар, что вызывает прямую ассоциацию с Атласом или Геркулесом. Значит, либо Адриан де Врис прибегнул к некой оригинальной трактовке мифов и соединил несколько сюжетов, либо первоначальный замысел скульптуры подвергся изменению после смерти автора («Вакхическая фигура» создана в последний год жизни автора). Скульптура могла остаться неоконченной, без сопутствующего Вакху атрибута вроде бочонка с вином, и человек, в чье владение она попала, мог добавить вместо бочонка более благородный, с его точки зрения, земной шар. Как бы там ни было, первое свидетельство существования скульптуры (уже с земным шаром) было найдено на литографии 1700 года с видом поместья, где скульптуру и обнаружили спустя более 300 лет (в 2010 году).
15. АЛЕКСАНДР КОЛДЕР Летучая рыба. 1967. $25,9 млн
Александр Колдер известен как изобретатель мобилей — кинетических скульптур из легких металлических пластин и стержней, приводимых в движение ветром или с помощью электрического мотора. Созданием мобилей Колдер занимался с начала 1930-х и до своей смерти в 1976 году.
Мобили Колдера — стоячие, висячие, закрепленные на кронштейнах или вертикальных подставках. Самый дорогой мобиль скульптора — висячая конструкция «Летучая рыба» 1957 года. Работа превысила предварительную оценку $9–12 млн вдвое — после шести минут напряженного аукционного спора она досталась новому владельцу за $25,925 млн. Это на 7 миллионов больше предыдущей рекордной планки в $18,6 млн, взятой мобилем «Силовая лилия» в 2012 году.
Мобиль «Летучая рыба» был выставлен на торги из коллекции чикагских филантропов Эдвина и Линди Бергман. Хотя большинство мобилей Колдера подчеркнуто абстрактны и не имеют ничего общего с образами реальной жизни, мотив рыбы был исключением, к нему скульптор обращался неоднократно начиная с 1930-х. Рыба — один из древнейших религиозных символов, причем не только в христианстве (в буддизме, например, рыба считается одним из восьми символов фортуны). Для Колдера же рыба олицетворяла плавное и грациозное движение — все то, чего он хотел добиться в своих кинетических скульптурах. Веками скульптура была чем-то статичным, Александр Колдер перевел ее в иное измерение, дав ей возможность двигаться. В мобиле «Летучая рыба» Колдер прекрасно сочетает монументальный, в духе традиционной скульптуры, корпус рыбы и легкую конструкцию ее хвоста из более чем дюжины элементов. При малейшем дуновении ветра пластины мобиля приходят в движение, и кажется, будто рыба плывет по воздуху.
16. Неизвестный автор. Бюст Антиноя. Римская империя, эпоха Адриана. 130–138 гг. н.э. $23,826 млн
Следующим по значимости античным произведением с точки зрения рыночной цены является римский мраморный бюст красавца Антиноя II в. н. э. Этот скульптурный портрет возлюбленного императора Адриана был найден на севере Израиля, на Голанских высотах, возле города Баниас. Надпись на цоколе бюста гласит, что произведение является посвящением «герою Антиною» от М. Люциуса Флаккуса. Очевидно, что Маркус Люциус Флаккус был человеком влиятельным, раз он осмелился поставить свое имя рядом с именем обожествленного Антиноя. Несмотря на отколотый нос, мраморный бюст запал в душу сразу пятерым любителям античности. Они торговались за него одиннадцать минут, и в итоге бюст достался европейскому коллекционеру за $23,826 млн.
17. ДЭВИД СМИТ Cubi XXVIII. 1965. $23,816 млн
Хотите узнать, как выглядит скульптура в стиле абстрактного экспрессионизма? Посмотрите на работы Дэвида Смита (David Smith). Этого американского художника прославили скульптуры из стали, самые известные из которых напоминают абстрактные пейзажи. Впрочем, в конце жизни Смит отошел от экспрессионизма и стал делать скульптуры из геометрических фигур, которые называл Cubi.
Произведение Cubi XXVIII стало последним в этой серии, вскоре после его создания художник погиб в автокатастрофе. Скульптура долгое время находилсь в нью-йоркском музее Гуггенхайма, пока ее не решили выставить на аукцион. 9 ноября 2005 "